Трехмерный бизнес

Анастасия Малахова
15 мая 2007, 20:15

Корпорация IMAX объявила о своих планах по расширению сети своих 3D-кинотеатров на территории России. Если все пойдет хорошо, то к 2010 году число IMAX по стране достигнет 20 штук. Руководители корпорации уверены -- мало того что на трехмерное изображение существует огромный спрос, оно на данный момент является конкурентным преимуществом в процессе борьбы за зрителя. Некоторые идут дальше, прогнозируя со временем полное вытеснение двухмерного кинематографа трехмерным.

Корпорация IMAX собирается расширить сеть кинотеатров в России. Как рассказал сопредседатель и управляющий директор IMAX Ричард Гелфонд, к 2010 году IMAX планирует увеличить количество кинотеатров в стране до 20. Напомним, на данный момент в России действуют три кинотеатра IMAX – в Москве, Казани и Санкт-Петербурге. Последний открылся две недели назад.

«Россия – важный для нас рынок в первую очередь из-за тех изменений, которые происходят в вашей стране. Индустрия кино растет семимильными шагами, строится много кинотеатров, велика конкуренция. Мы считаем, что система IMAX будет конкурентным преимуществом, благодаря которой люди будут выбирать тот или иной мультиплекс», -- рассказал г-н Гелфонд на встрече с журналистами.

По его оценке, в среднем московский кинотеатр IMAX посещает около 30 тыс. человек в год, средняя цена билета 11 долларов (верхний предел цены составляет порядка 550 рублей – свидетельствует сайт московского кинотеатра). Все это, конечно, приносит хорошие доходы, не скрывает глава корпорации. Видимо, поэтому на сегодняшний день уже подписаны контракты на открытие еще четырех кинотеатров – в Перми, Уфе и по одному дополнительному в Москве и Санкт-Петербурге. «К тому же мы ведем переговоры еще по пяти контрактам. Еще 12 контрактов находятся в ранней стадии переговоров. Мы определили для себя 24 точки в России, где хотели бы открыть наши кинотеатры», -- пояснил свое намерение г-н Гелфонд.

Затраты на создание кинотеатра IMAX в среднем составляют свыше 3 млн долларов, не считая стоимости земли. «Это в случае вновь возводимого здания, в случае же переоборудования уже существующего затраты составляют в два раза меньшую сумму», -- говорит Гелфонд. Окупается проект в среднем за три года.

По словам главы IMAX, российские города выбираются компанией по нескольким критериям – численности и платежеспособности населения. «IMAX – это как бизнес-класс в самолете, люди должны быть готовы платить за это. Например, мы проводили исследование и выяснили, что в Америке люди готовы ехать за 20 миль, чтобы посмотреть фильм в формате 3D», -- говорит глава IMAX.   

За последние годы репертуар IMAX сильно пополнился. Использование технологии цифрового преобразования фильмов из формата 35мм в формат IMAX DMR ® (Digital Re-mastering) позволил расширить существующий контент за счет работы с голливудскими блокбастерами. Среди хитов прошлых лет в формате IMAX  DMR были следующие фильмы: «Матрица: Революции», третья и четвертая части фильмов о Гарри Поттере, «Бэтман: Начало», «Человек-паук-2», «Возвращение Супермена», «300 Спартанцев». Сейчас в релизе находится «Человек-паук-3», а в июле 2007 года к выходу готовится фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса», 20 минут которого будет демонстрироваться в формате IMAX 3D.

И все же вопрос о том, поедет ли российский зритель подобно американскому за 20 миль, чтобы посмотреть фильм в трехмерном формате, – весьма спорный.

Как рассказал «Эксперту Online» гендиректор «Невафильма» Олег Березин, у кинотеатров IMAX, безусловно, перспективы в России есть. «Постепенно конкуренция среди кинотеатров будет нарастать, выигрывать будут те, кто будет предлагать что-то необычное. Сейчас, например, цена билета в московском IMAX самая высокая в мире (порядка 20 долларов), а спрос все равно есть. Кино – это рынок эмоций», -- говорит Березин. По его словам, тенденция к 3D-изображениям – это глобальный тренд, проявляющийся сейчас повсеместно: и на телевидении, и на мобильниках, и в кино. «3D – это новый драйвер киноиндустрии. Усиливается вовлеченность зрителя, новое измерение, новые впечатления», -- объясняет Березин. Поэтому совсем не исключено, что двухмерный кинематограф «лет через сто» и вовсе отомрет. «Трудно прогнозировать, однако сейчас технологии меняются с огромной скоростью. Сейчас, например, многие старые фильмы переводят в формат 3D. Поэтому я не удивлюсь, если к 2020 году 2D-фильмы будут раритетом. Пока же следующим этапом будет 3D, но без очков», -- рассказывает Березин.

Что касается разумного соотношения трехмерности изображения и жанра кинофильма (трудно, например, представить себе фильм «Москва слезам не верит» в формате 3D), то, по словам Березина, – это дело привычки. «Когда кино было немым, многие говорили, что появление звука разрушит эмоции зрителя, затем, когда звук стал многоканальным, многие считали, что это будет зрителя отвлекать, то же самое и здесь», -- не соглашается Березин.

Есть и другая сторона медали – трехмерное изображение, являясь искусственной реальностью, трудно воспринимается человеком. Недаром большинство фильмов в кинотеатрах IMAX специально сделаны не очень длинными (около 40 мин) – ведь у многих зрителей после просмотра фильма в специальных очках начинает болеть голова.  

Есть и другой взгляд на трехмерность. По словам кинокритика Екатерины Тархановой, есть масса нюансов, которые никогда не сделают формат 3D универсальным для любого жанра и любого зрителя. «Это всего лишь один из приемов. Не более того. Не думаю, что 3D выйдет за рамки аттракциона», -- уверена кинокритик. Разговоры же о том, что двухмерное кино со временем отомрет, близки к словам героя той же «Москва слезам не верит», когда последний утверждал, что «через 20 лет ничего не будет – ни кино, ни театра, ни книг, одно сплошное телевидение». «Конечно, немое кино постепенно стало звуковым, а черно-белое -- цветным, но не техника определяла кинематограф, а автор. Техника просто шла в ногу с развитием авторской мысли», -- рассказала Тарханова «Эксперту Online».

К тому же, по словам кинокритика, «трехмерный бизнес» пойдет только в крупных городах и только при условии, что билеты будут стоить не очень дорого – цену в 20 долларов за билет многие российские города просто не потянут. «Сегодня если кто-то и ходит в IMAX, то не за кинематографом, а за престижным времяпрепровождением», -- резюмировала Тарханова.