Скука победившего капитализма

Москва, 16.05.2007
«Искусство проигрывает агрессивно лезущему рынку», -- так в беседе с «Экспертом Online» директор XL Gallery Елена Селина обозначила свои впечатления от нынешней «Арт Москвы». И добавила, что эта ситуация исправима, надо только о ней говорить.

В ЦДХ стартовала 11-я Международная художественная ярмарка «Арт Москва». Перед торжественным открытием традиционного форума организаторы не скрыли от общественности некоторые разногласия во взглядах на искусство продавать искусство. Сначала генеральный директор компании «Экспо-парк» Василий Бычков объявил необходимую статистику: в ярмарке 2004 года участвовали 45 галерей, в 2005-м – 53, а в 2007-м – уже 73. При этом нынешняя «Арт Москва» объединила гостей из 15 стран, а соотношение российских и иностранных проектов на ней примерно равное. Балансируя на грани между гордостью и самоиронией, организатор множества «культурных выставок» рассказал, что теперь у нас все почти «как у взрослых»: есть отдельные площадки для молодых галерей и некоммерческих проектов, но в то же время цены растут, иностранцы приезжают, а экспоненты множатся. На «Арт Москву» хотели попасть около 220 галерей, но две трети из них отверг экспертный совет, правда, по мнению Бычкова, даже среди отсеянных процент откровенно неподходящих претендентов был невелик.

С этим доводом не согласился галерист Марат Гельман. Титан российского рынка современного искусства вспомнил, что его галерея не стала участвовать в первой «Арт Москве», сочтя ее слишком демократичной. Та же претензия была высказана и к 11-й ярмарке. По словам Гельмана, в условиях несомненного развития рынка слишком многие ринулись в арт-бизнес, в результате чего границы оказались размыты. «Экспертному совету не удалось отстоять свои интересы в дискуссии с представителями "Экспо-парка", и на ярмарку попали несколько отвергнутых нами галерей, чьи проекты не имеют особого отношения к современному искусству», -- заявил Гельман. Далее арт-менеджер, которого накануне объявили главой предвыборной кампании партии «Справедливая Россия», признал, что в своей сфере вертикаль власти ему отстроить не удалось. В качестве примера несуразности, проникшей на престижный форум помимо воли экспертного совета, был назван проект «За звук», расположившийся в холле ЦДХ.

Полемики не случилось, все свои претензии Марат Гельман высказал исключительно мягко и подчеркнул, что болезни роста неизбежны, рынок диктует свои правила, но организаторы ярмарки все равно радеют за общее дело. «Когда вокруг создаются одна за другой "Единая", "Справедливая" и "Великая" России, наша ниша – это строительство "Современной России", то есть включение страны в современный мировой контекст. На крупных международных форумах мы уже не просто желанные гости, но равноправные члены сообщества», -- заключил политтехнолог и галерист.

Арт-рынок, о котором так долго говорили кураторы, критики, искусствоведы, художники и коллекционеры, состоялся. Основное впечатление от открывшейся в ЦДХ экспозиции – все привычно, пресно и неровно. Найти в нагромождении стендов что-то новое и неожиданное возможно только при наличии опытного гида, который оградит тебя от назойливых предложений ознакомиться с давно наскучившими яркими и буднично-смелыми картинками.

На первый взгляд приятным исключением может оказаться проект «Коммуналка», который представил его автор и куратор Антонио Джеуза. Это первое реалити-шоу с участием художников: семеро из них (Диана Мачулина, Сергей Шутов, Владислав Ефимов и другие) будут в течение шести дней жить в одном из помещений ЦДХ, работать и выполнять разнообразные творческие задания. Как и положено в реалити-шоу, участников постепенно будет становиться все меньше – по результатам голосования жюри и зрителей. В итоге останутся трое финалистов, из которых жюри выберет победителя. Такая нехитрая и в то же время изящная модель бытования современного искусства.

Всего же «Арт Москва» включила в себя помимо основной программы несколько спецпроектов, раздел «Не формат» -- для работ, не вписывающихся в привычный ярмарочный контекст, семинары, дискуссии, презентации и ряд «рамочных» выставок на разных площадках Москвы.

Закроется форум 20 мая.

Новости партнеров







Как столица помогает арендаторам

Почти 18 млрд рублей было выделено из бюджета Москвы в 2020 году на поддержку арендаторов городской недвижимости в связи с пандемией.

Запуск маркетплейса позволит ММК существенно нарастить онлайн-продажи

ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» планирует в начале 2021 года запустить собственный маркетплейс – электронную платформу, где покупатели смогут заказывать металлопрокат и метизы онлайн

Мировые эксперты представили достижения «Индустрии 4.0» на конференции по цифре

Мировые лидеры цифровой индустрии, ведущие университеты и научно-исследовательские центры представили на конференции достижения в области цифровизации и поделились опытом внедрения разработок в крупных транснациональных и отечественных промышленных компаниях

Аналитики данных захватывают рынок труда

В ближайшие пять лет одной из самым популярных вакансий станет специалист по обработке данных. В целом, для рынка это не новость, а вот для молодых специалистов, получивших образование совсем в других областях – большой вызов

Мясо вместо танков

Поставки российской сельскохозяйственной продукции за рубеж уже превысили доход от экспорта оборонно-промышленного комплекса. О том, как Россельхозбанк поддерживает это наступление, рассказывает первый зампред правления банка Ирина Жачкина

Живучий Honor для всей семьи

Производитель мобильных и носимых гаджетов Honor выводит на российский рынок новый смартфон Honor 10X Lite с блоком камер из четырех модулей и самой быстрой зарядкой, доступной в среднем ценовом сегменте. «Эксперт» разобрался в ключевых особенностях новинки и выяснил, почему стоит обратить внимание на новый смартфон.

«Векторы развития медицинского бизнеса. Быть первым: преимущество или испытание?»


Новости партнеров

Tоп

  1. Доллар упал до двухлетнего минимума
    Американская валюта падает на оптимизме, вызванном новостями о вакцине, и ожиданиях дальнейшего ослабления монетарной политики в США
  2. Шины покатились вниз
    Пандемия больно ударила по российскому рынку автомобильных шин. Доли российских производителей снижаются под натиском дешевого китайского импорта. Для выживания нашим игрокам надо осваивать новые технологии и пересматривать стратегию маркетинга
  3. ВМФ США устроил провокацию на Дальнем Востоке
Реклама