Опасная страховка

Екатерина Шохина
16 мая 2007, 18:50

ЕБРР сделал крупнейшую инвестицию в российскую компанию, купив 10% «РЕСО-гарантии» за 150 млн долларов. Однако чтобы инвестиция не оказалась убыточной, ему придется потрудиться. РЕСО, занимая четвертое место по страховым взносам, увеличивает свою убыточность и намного отстает по рентабельности от лидеров рынка. Требуется срочная реструктуризация компании и незамедлительные меры по ее финансовому оздоровлению, предупреждают эксперты.

ОСАО «РЕСО-гарантия» объявило сегодня о продаже 10-процентной доли в своем уставном капитале Европейскому банку реконструкции и развития (ЕБРР). «Первоначальная цена покупки доли ЕБРР составляет 150 млн долларов и будет впоследствии скорректирована по определенной формуле, связанной с возможным вхождением иных инвесторов в капитал "РЕСО-гарантии"», -- сообщил председатель совета директоров «РЕСО-гарантия» Сергей Саркисов. То есть цена покупки может быть уменьшена или увеличена. По мнению старшего советника ЕБРР Ричарда Уоллиса, ЕБРР, скорее всего, еще доплатит за покупку и произойдет это после проведения IPO компании. В РЕСО, правда, сообщили, что пока решение об IPO не принято, возможен и вариант привлечения стратегического инвестора.

Приобретение пакета акций «РЕСО-гарантии» стало крупнейшей инвестицией ЕБРР в акции российской компании и также самой значительной инвестицией в страховой сектор в истории банка. На вопрос «Эксперта Online», почему ЕБРР выбрал именно данную компанию, управляющий директор бизнес-группы финансовых организаций ЕБРР Курт Гайгер ответил: «Это компания, которая станет чемпионом на российском страховом рынке. РЕСО – устойчивая, надежная компания с хорошей стратегией роста, которая борется за прозрачность и отличное корпоративное управление». «Мы посылаем сигнал, что Россия готова к интеграции своего страхового сектора с европейским финансовым сектором», -- отметил также Гайгер. По мнению Саркисова, «ЕБРР окажет значительное влияние на дальнейшее успешное развитие бизнеса, в частности в вопросах стратегии и корпоративного управления». «Наша цель -- диверсификация структуры акционеров», -- отметил президент группы РЕСО Андрей Савельев.

За нынешний год это уже третья сделка по приобретению иностранным инвестором пакета акций российских страховых компаний. Правда, в двух предыдущих случаях компании были куплены целиком. «Наста» была продана группе Zurich, а РОСНО перешла под контроль Allianz.

По мнению младшего директора страхового сектора Fich Ratings Анастасии Воронковой, можно назвать три причины, по которым РЕСО стала привлекательна для ЕБРР. Во-первых, интерес для иностранных инвесторов представляют крупные компании, потому что концентрация страхового рынка растет, и доля лидеров будет увеличиваться. А РЕСО как раз входит в пятерку крупнейших по объему собранных премий (четвертая по взносам без учета ОМС, третья по взносам в автостраховании – 9 136 млн рублей). Во-вторых, одним из ключевых факторов дальнейшего роста страхового рынка будет розничное страхование, а у РЕСО это направление хорошо развито (компания является одним из лидеров в области розничного страхования). И, в-третьих, инвесторы при оценке российских страховых компаний сталкиваются с проблемой их непрозрачности, а РЕСО заявила о намерении выйти на IPO, что свидетельствует о готовности компании раскрыть свою отчетность.

Руководитель отдела финансовых рейтингов агентства «Эксперт РА» Павел Самиев также отмечает сильную позицию РЕСО в рознице. «В рознице у них сильный бренд, причем в отличие от "Ингосстраха", РОСНО и других компаний, которые для развития проводили мощные рекламные акции, РЕСО сделала ставку на агентов», -- отмечает Самиев. У них более 18 тыс. страховых агентов по всей России и более 800 точек продаж. Это вторая компания в России по масштабу агентской сети.

Однако с огромными масштабами розницы связана и существенная проблема компании. «Поскольку РЕСО до недавнего времени предоставляла невысокие тарифы по автострахованию и буквально пылесосила рынок в привлечении к себе как можно большего числа клиентов, выросла убыточность компании, -- отмечает Самиев. -- Среди лидеров это наиболее слабая компания по финансовым показателям: убыточности, ликвидности, надежности качества вложений, качества перестраховочной защиты, стабильности финансовых потоков». Рентабельность (отношение прибыли к затратам) у «РЕСО-гарантии» в 2006 году составляла 0,84. Это гораздо ниже, чем в среднем по рынку. У «Ингосстраха» рентабельность 4,3, у «Ренессанса» -- 19,7, у ВСК – 9,1. «Они вышли на опасную грань, работают уже почти в убыток. И если дальше они не примут меры по оптимизации своего страхового портфеля – более жесткий отбор клиентов, повышение тарифов, снижение расходов, то ситуация может стать просто катастрофичной. В то же время такие меры могут привести к падению взносов и они не гарантируют положительного результата», -- отмечает Самиев.

Как же добиваются успеха другие? Возьмем, к примеру, РОСНО или «Ингосстрах». У них изначально была более грамотная стратегия. Они сразу более сбалансированно формировали свой портфель – не стремились привлечь всех, тарифы были актуарно более правильно рассчитаны (то есть формировались исходя из степени рискованности клиента), плюс у них всегда имела место диверсификация бизнеса -- достаточно большой портфель корпоративных клиентов (у РЕСО крупных корпоративных клиентов почти  нет). «Поэтому компания нуждается в очень серьезной реструктуризации и очень быстрых мерах по финансовому оздоровлению», -- предупреждает Самиев. «В плане же перспектив IPO среди всех компаний, которые об этом заявляли, РЕСО пока самая неподготовленная компания. Первый год у компании только составляется отчетность по МСФО, на сегодняшний день абсолютно непрозрачна структура собственников. У других компаний гораздо больше шансов на успех в IPO», -- считает Самиев. Но своим имиджем и опытом ЕБРР может помочь компании исправиться и стать более привлекательной для инвесторов. Только вот знает ли сам ЕБРР о том, какой серьезной работой ему надо будет заняться?

Самиев считает, что ЕБРР, скорее всего, переоценил компанию, заплатив за 10% 150 млн долларов. «Ей красная цена не более 700-800 млн долларов», -- говорит Самиев. Тем более что рассчитывалась стоимость по итогам 2005 года. Покупка «Насты» и РОСНО была гораздо более выгодна для инвесторов.