Все началось в январе этого года как конфликт интересов между крупным акционером Нурбанка (входящего в десятку крупнейших банков страны) Рахатом Алиевым и руководством банка в лице Абильмажина Гилимова, бессменно занимавшего пост председателя с 1995 года, и его заместителя Жолдаса Тимралиева.
По словам Гилимова, находящегося сейчас под следствием по обвинению в финансовых махинациях, 18-19 января он и его заместитель были похищены Рахатом Алиевым и его людьми. «Надев на нас наручники, угрожая оружием и физической расправой, Рахат Алиев потребовал от нас, чтобы все наши друзья, знакомые и родственники, обслуживающиеся и кредитующиеся в Нурбанке, поделились с ним своим бизнесом. Первым объектом был бизнес-центр "Кен Дала", где арендует помещение Нурбанк», -- говорил в своих показаниях Гилимов. Он также заявил, что, находясь под непрерывным психологическим прессом, он вынужден был написать заявление об увольнении по собственному желанию, подписать документ о передаче членам семьи Алиева принадлежащих ему 8% акций Нурбанка и продать здание бизнес-центра за 34 млн долларов при фактической стоимости около 100 млн.
Насколько соответствует реальности версия, изложенная Гилимовым, еще предстоит разобраться. Однако в ней есть ряд моментов, вызывающих сомнение, главный из которых – причина внезапного конфликта между старинными партнерами остается неясной, похищение и удержание в течение суток сопровождались разрешением на звонок жене, которой Гилимов сообщил о захвате, после чего уже сам стал угрожать Алиеву приездом полиции. Как бы то ни было, после этой принудительной встречи ни Гилимов, ни его зам Тимралиев в правоохранительные органы обращаться не стали.
Смена руководства Нурбанка прошла 22 января. Абильмажин Гилимов ушел с поста председателя. Его место заняла Гульмира Джумадиллаева, ранее работавшая заместителем председателя. А 26 января на внеочередном собрании акционеров членом совета директоров избирается 22-летний Нурали Алиев – сын старшей дочери президента Дариги Назарбаевой и Рахата Алиева. Но уже 31 января в здании Нурбанка происходит инцидент с участием полицейских из специального отряда быстрого реагирования (СОБР) и службы безопасности банка. Собровцев обвинили в нападении, арестовали и отдали под суд, но в тот день исчезли и до сих пор не найдены бывшие члены руководства банка Жолдас Тимралиев и Айбар Хасенов. Жены пропавших заявили, что их похитили, предположительно по приказу того же Алиева. Рахат Алиев подал на них в суд за клевету.
В начале февраля финансовая полиция задерживает Гилимова и возбуждает уголовное дело в отношении бывших руководителей Нурбанка по статье «лжепредпринимательство». Тимралиев и Хасенов объявлены в розыск как скрывающиеся от правосудия. А 9 февраля президент Назарбаев освобождает своего старшего зятя Рахата Алиева от должности первого заместителя министра иностранных дел и назначает послом в Вену (по совместительству – в ОБСЕ).
До начала мая шли судебные расследования по делу бывших руководителей Нурбанка (статья – лжепредпринимательство) и вместе с ними – нападавших собровцев и их начальников, а также по делу их жен (по обвинению в клевете).
И вот дело, которое, похоже, должно было заглохнуть в судах различных инстанций, вдруг обрело необычный динамизм и остроту. Это произошло после встречи президента Нурсултана Назарбаева с руководителями правоохранительных органов, состоявшейся в начале мая. Как сказал пресс-секретарь МВД Багдат Кожахметов, «глава государства дал личное поручение генеральному прокурору и министру внутренних дел провести самым тщательным образом расследование данных уголовных дел, невзирая на должности и положение». По версии Рахата Алиева, такой поворот событий связан с тем, что в конфликт вмешался мэр Алма-Аты Имангали Тасмагамбетов – двоюродный брат Гилимова, а также глава МВД Бауржан Мухамеджанов, партнер Тасмагамбетова по бизнесу. Ряд политологов полагают, что за решением президента дать делу ход стоят более существенные соображения, о которых чуть ниже.
Уже 10 мая алма-атинская полиция задерживает нескольких человек из окружения Рахата Алиева -- главу службы безопасности Нурбанка, сотрудника службы охраны президента и других. Все они, по мнению подконтрольных Рахату Алиеву СМИ, должны были в тот день выступать свидетелями по делу о нападении собровцев на Нурбанк.
В ответ финполиция производит серию арестов, в том числе зампредседателя налогового комитета минфина и бывшего завсектора канцелярии премьер-министра. Объявлено о начале расследования уголовного дела (получение взятки) в отношении бывшего главы администрации Мангистауской области Болата Палымбетова. По некоторым данным, все они относятся к друзьям алма-атинского мэра. На что полиция Алма-Аты ответила задержанием сотрудника финансовой полиции, возглавлявшего следственную группу по делу о нападении на Нурбанк.
18 мая Рахат Алиев на страницах подконтрольной ему газеты «Караван» сделал заявление, в котором обвинил мэра Алма-Аты Имангали Тасмагамбетова и министра внутренних дел Бауржана Мухамеджанова в коррупции и незаконном бизнесе, а также в преследовании его, его семьи и коллег. «По крайней мере, о том, как эти двое сколотили свои состояния, я знаю очень хорошо», -- написал он. А закончил такими словами: «Единственный результат нынешней активности Тасмагамбетова и Мухамеджанова – им придется отвечать в суде не только за уже содеянное, но и за развязанную против моей семьи грязную клеветническую кампанию». Министр внутренних дел комментировать это заявление отказался, мэр Алма-Аты тоже промолчал. Однако уже 23 мая в отношении Рахата Алиева было возбуждено уголовное дело по факту похищения людей. Вечером того же дня телеканал «Астана» (контролируемый Тимуром Кулибаевым, средним зятем президента) транслирует запись беседы с Гилимовым, который подробно пересказывает историю о том, как Рахат Алиев похитил его.
Против всех участников похищения руководителей Нурбанка возбуждены уголовные дела, а они сами объявлены в розыск. По неподтвержденным официально данным, задержан и глава алма-атинского департамента финполиции Владимир Курбатов. Кроме того, прокуратура приостановила вещание телеканала КТК и выход газеты «Караван».
Полиция Алма-Аты переведена на усиленный режим несения службы. Судя по пресс-релизу департамента внутренних дел города, это не связано с делом Алиева. Речь идет об оперативно-профилактических мероприятиях «Нелегал», цель которых – противодействие незаконной миграции совместно с сотрудниками комитета национальной безопасности и министерства иностранных дел. Операция продлится до 31 мая. Однако одновременно по всей республике начались также оперативно-профилактические мероприятия «Правопорядок». Тут уже речь идет и об изъятии незаконно хранимого оружия.
Такова канва событий набирающего обороты дела, внешне похожего на криминальное, но по сути представляющего собой не что иное, как обострившуюся политическую борьбу кланов, сложившихся в Казахстане, которая представляет огромную угрозу стабильности государства. В своих выступлениях на протяжении ряда последних лет президент Нурсултан Назарбаев не раз поднимал тему необходимости сохранения единства нации и стабильности в государстве. Звучало это довольно странно в стране, чья экономика ежегодно прирастает на 9-10%, растет благосостояние населения, а политическая оппозиция слаба. Но сигналы посылались, скорее всего, не народу, а нескольким кланам, которые, по сути, поделили Казахстан и стремятся оттеснить конкурентов, чтобы в эпоху после Назарбаева получить возможность управлять страной.
Кланов несколько, но самых мощных, между которыми, по сути дела, сейчас и идет борьба, два. Прежде всего это семья старшей дочери президента Дариги Назарбаевой и ее мужа Рахата Алиева. Назарбаева активный политический деятель, создавшая одну из крупнейших политических партий страны – «Асар», депутат парламента. Одно время в Казахстане ее считали наиболее вероятной преемницей президента. Алиев же несколько лет назад возглавлял госбезопасность, а ныне работает послом Казахстана в Австрии. Это уже вторая ссылка Алиева в Австрию. Эта семья создала обширную экономическую империю, в которую входят, в частности, Нурбанк, телеканалы «Хабар» и КТК, газета «Караван» и информационное агентство Kazakhstan Today. Между прочим, Дарига Назарбаева не раз говорила в своих выступлениях, что главной угрозой стабильности в Казахстане является сложившаяся кланово-бюрократическая система.
Второй центр влияния сложился вокруг семьи средней дочери президента Динары Назарбаевой и ее мужа Тимура Кулибаева. Этот клан поддерживает и очень влиятельный в Казахстане мэр Алма-Аты Имангали Тасмагамбетов. Тимур Кулибаев возглавляет мощный государственный холдинг «Самрук» и является совладельцем Халык-банка.
Есть у президента Казахстана еще одна дочь, младшая Алия. Впервые об Алие заговорили в 1998 году, когда она вышла замуж за сына президента Киргизии Айдара Акаева, а потом в связи с разводом. После обучения за рубежом Алия пробовала силы на многих поприщах: на радио «Европа Плюс», затем работала помощником директора банка «Тураналем», потом старшим экспертом общего отдела администрации президента Казахстана. Набравшись управленческого опыта, Алия приступила к собственному строительному бизнесу и создала компанию «Элитстрой». В 2002 году Алия вышла замуж второй раз. Ее мужем стал Данияр Сакенов, казахстанский предприниматель, который в свое время обучался в Великобритании по президентской программе «Болашак». У этой семьи пока нет политических амбиций, во всяком случае в борьбе за власть они не замечены. Тем не менее, как предполагают казахстанские эксперты, Алия может выступить как потенциальный союзник одной из сестер в непримиримой схватке старших зятьев, причем не исключено, что на стороне Динары, к которой она ближе.
Похоже, что борьба зятьев начала всерьез беспокоить президента, и он решил перейти к решительным действиям. Прежде всего на это указывает то, что нынешнее разбирательство по делу о похищении ведется по указанию лично президента, который даже особо подчеркнул, что «неприкасаемых» нет. Трудно сказать, ограничится ли борьба с клановостью только Алиевым и будет ли дело доведено до судебного приговора, но влияние старшего зятя и, возможно, Дариги Назарбаевой будет сильно ослаблено.
Одновременно Нурсултан Назарбаев принимает меры по изменению системы управления. Он предложил расширить полномочия парламента, усилить роль партий и фракций в формировании правительства. Таким образом, президент создает публичные органы власти, которые могли бы противостоять узурпации власти каким-либо центром влияния. В Казахстане совсем не исключают возможности, что страна продолжит постепенное движение в сторону усиления парламентаризма, и даже передачу власти премьер-министру. Пока же парламент принял акт, по которому президенту Назарбаеву разрешается баллотироваться на пост президента неограниченное количество раз. Многие политологи полагали, что президент отвергнет это предложение, но он пока молчит. Не исключено, что это очередной сигнал ближайшему окружению – президент контролирует ситуацию и драки не потерпит.