Американский президент Джордж Буш предложил на пост нового главы ВБ Роберта Зеллика, бывшего главного торгового представителя США (2001-2005) и заместителя госсекретаря (2005-2006). Так как по традиции Всемирный банк возглавляется американцами (а Международный валютный фонд – европейцами), то оглашение Белым домом кандидатуры фактически гарантирует назначение. И хотя Австралия и пытается надавить на Вашингтон, настаивая на рассмотрении кандидатуры Питера Костелло, австралийского министра финансов, скорее всего, традиционный механизм назначения в этот раз сохранится. Япония, второй после США крупнейший кредитор Всемирного банка, призвала рассмотреть любые кандидатуры, не обязательно американцев.
Роберт Зеллик заменит на этом посту Пола Вулфовица, с июня 2005 года возглавлявшего Всемирный банк. Напомним, что отставка Вулфовица, бывшего замминистра обороны США, одного из лидеров неоконсервативного крыла в администрации Джорджа Буша и одного из архитекторов войны в Ираке, была вызвана сексуально-коррупционным скандалом. Весной 2007 года стало известно, что Вулфовиц воспользовался служебными полномочиями для того, чтобы обеспечить значительное повышение зарплаты и карьерное продвижение Шахи Ризы, которая с 2004 года состояла в близких отношениях с Вулфовицем. Уроженка Ливии и гражданка Великобритании Шаха Риза работала в банке с 1997 года и занимала одну из высокопоставленных позиций, курируя регион Северной Африки и Ближнего Востока. Так как внутренние правила Всемирного банка запрещают романтические отношения между начальниками и подчиненными, то с приходом в банк Вулфовица Риза была командирована в американский госдепартамент, оставшись формально сотрудником ВБ. Однако при этом она получила повышение по карьерной лестнице и значительное повышение зарплаты (8% ежегодно). Так, Шаха Риза получила зарплату в 194 тыс. долларов в год, причем не платила с нее налоги из-за международного статуса ВБ. Ее непосредственный начальник в госдепартаменте – госсекретарь Кондолиза Райс -- до выплаты налогов получала на 7 тыс. долларов в год меньше.
Начавшееся в 2007 году разбирательство привело к тому, что большинство высокопоставленных сотрудников банка посчитали, что Вулфовиц нарушил этические принципы, воспользовавшись своим влиянием для повышения своей подруги. Это вызвало большое неудовольствие, поскольку одним из ключевых направлений в работе банка Вулфовиц объявил борьбу с коррупцией. После назначения в 2005 году он заявил, что экономическое развитие невозможно в случае сохранения коррупции. Новые правила банка привели даже к прекращению финансирования ряда проектов в тех странах, где ВБ предполагал коррупцию. Например, африканский Чад перестал получать экономическую помощь из Всемирного банка после того, как стало известно, что часть этих средств использовалась не для гуманитарных целей, а для закупки оружия. Критики Вулфовица полагали, что его стратегия ошибочна, поскольку из-за коррупции правительств страдают простые люди, которые во многих странах не имеют никаких рычагов давления на свои власти. Кроме того, они посчитали, что Вулфовиц смотрел сквозь пальцы на коррупцию в тех странах, власти которых поддерживали политические цели США, например в Афганистане.
И хотя 12 апреля Вулфовиц принес официальные извинения по поводу дела Шахи Ризы, давление со стороны прессы, а также ряда стран Азии и Африки привели к его отставке. 18 мая он объявил о том, что 30 июня сложит с себя полномочия руководителя банка. Десять дней спустя в интервью британской BBC он заявил, что его отставка была вызвана «перегревшейся атмосферой» в банке и в средствах массовой информации.
Отставку Вулфовица пытался предотвратить Белый дом, поскольку глава Всемирного банка был одним из лидеров неоконсервативного крыла в американской политике, которая привела к власти Джорджа Буша-младшего. Для Белого дома отставка Вулфовица стала одним из многочисленных ударов в течение последних 20 месяцев. Первой жертвой стал Дуглас Фейт, замминистра обороны, который в 2003 году заявлял, что «иракцы будут приветствовать освободительный поход США». После своей отставки он перешел на работу в Джорджтаунский университет, где работает в том же здании, что и бывший директор ЦРУ Джордж Тенет. Затем Белый дом потерял Скутера Либби, главу канцелярии вице-президента Дика Чейни. Либби был вынужден уйти в отставку в 2006 году из-за обвинений в ложных показаниях. В марте 2007 года он был признан судом виновным. В конце ноября 2006 года Дональд Рамсфелд, министр обороны, неожиданно был отправлен в отставку после поражения Республиканской партии на промежуточных выборах в конгресс. Затем Белому дому пришлось смириться с отставкой Джона Болтона, посла США в ООН, который покинул свой пост в январе. В апреле об отставке заявил Джей Крауч, заместитель советника по национальной безопасности и известный неокон. За ней последовали отставки Мегана О’Салливана, коллеги Крауча, и Тима Адамса, третьего самого влиятельного сотрудника в минфине США. Сейчас демократы проводят активную кампанию, направленную на отставку Альберто Гонсалеса, генерального прокурора США, которого обвиняют в превышении полномочий.
Роберт Зеллик, хотя и сделал карьеру в администрации Буша, не является членом «ближнего круга» неоконсервативного крыла. Он известен своим знанием мировой экономики, международной торговли и глобализации. На посту главного представителя США по торговле он провел сложные переговоры с Китаем, которые обеспечили членство этой страны в ВТО. С июня 2006 года Зеллик являлся членом совета директоров американского инвестбанка Goldman Sachs. «Опыт и долгая карьера в международных финансах и торговле делают его отличным кандидатом на этот пост», -- рассказал «Эксперту Онлайн» Нариман Беравеш, главный экономист исследовательского центра Global Insight.
По мнению наблюдателей, первой задачей Роберта Зеллика, вступающего на новый пост 1 июля, станет восстановление рабочей атмосферы внутри самого банка. В частности, Зеллик должен будет восстановить рабочие отношения между ключевыми кредиторами банка – США, Европой и Японией, – которые пострадали во время руководства Вулфовица. Зеллик, хорошо знакомый с ситуацией в экономике Китая, как ожидается, также попытается начать реформу механизмов финансирования банка, который сможет получать средства не только от развитых государств, но и стран Азии, которые накопили заметные валютные резервы (например, Китая, Индии или Южной Кореи). И, как полагают аналитики, ключевой задачей для Зеллика станет выработка новой стратегии по поводу борьбы с коррупцией – как внутри банка, так и среди его клиентов.