Группа риска

На этой неделе были внесены коррективы в закон о Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Теперь инспекторы смогут потребовать демонтажа рекламных щитов, если решат, что плакаты мешают водителям и отвлекают их внимание на дороге. Кроме того, согласование установки различных рекламных конструкций также будет возложено на ГИБДД. Так что инспекторам расширили полномочия. Некоторые аналитики видят за этим политическую подоплеку. Ведь наружная реклама -- мощный фактор влияния, учитывая предстоящие выборы.

Президент своим указом разрешил ГИБДД в судебном порядке оспаривать разрешения на установку рекламных конструкций, не отвечающих требованиям безопасности движения. В частности, в положение о ГИБДД МВД России добавлен еще один подпункт, наделяющий ГИБДД правом «обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта». В этом же документе ГИБДД наделяется правом «осуществлять согласование установки рекламной конструкции при обращении за таким согласованием».

Напомним, что ранее этот подпункт разрешал инспекции «осуществлять в пределах своей компетенции согласование разрешений органов местного самоуправления на распространение наружной рекламы на улицах (дорогах) городских и сельских населенных пунктов, а за их пределами -- в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог».

Как рассказала «Эксперту Online» гендиректор Ассоциации рекламодателей Светлана Завидова, в целом на рынке наружной рекламы в последнее время произошли заметные изменения. «С 1 июля прошлого года вступил в силу новый закон о рекламе. Хотя кардинальных изменений в отношении наружки и не произошло, но процедурные изменения существенные», -- говорит специалист. Достаточно вспомнить поправки в закон о рекламе, предусматривающие введение антимонопольных мер на рынке наружной рекламы, которые уже прошли второе чтение и ждут последнего -- третьего чтения.

Вместе с тем эксперты рынка с удивлением встретили поправку, не совсем понимая ее необходимость. «Сейчас разрешение на установку рекламного щита выдается органом местного самоуправления, но этот орган также согласовывает разрешение с ГИБДД. Разрешение также может быть признано недействительным, в том числе по иску ГИБДД. Но возникает вопрос -- если орган местного самоуправления уже согласовал рекламный щит с ГИБДД, то случая оспаривания щита автоинспекторами возникнуть не должно», -- удивляется Завидова.

Что касается критериев, по которым щиты будут признаваться опасными для дорожного движения, то здесь также все туманно. «Не всегда бывает понятно, почему ГИБДД отказывает в согласовании возможного размещения рекламных конструкций», -- рассказывает «Эксперту Online» генеральный директор рекламного агентства «Вершина» Александр Хайлис. По его словам, на практике новая норма действительно мало что поменяла. «Фактически ГИБДД всегда этим и занималась. Думаю, что это формальная казуистика. Видимо, эта норма что-то закрепила. Что касается объема полномочий ГИБДД, то их и так было предостаточно», -- рассказывает специалист.

Вместе с тем, по его словам, между ГИБДД и рекламным рынком есть ряд других неурегулированностей. Например, давно должен быть создан единый прозрачный документ, регулирующий отношения рынка и автоинспекции. «Предполагается, что таким документом станет технический регламент. Но он еще долго будет разрабатываться», -- рассказывает Хайлис.

Что же касается самой опасности рекламных щитов, то это также вопрос очень размытый. По словам психолога Бориса Новодержкина, про опасность рекламы на дороге говорят уже очень давно, вместе с тем всем понятно, что от нее никуда не деться. «Это, конечно, значимый фактор, но не главный враг дорожного движения. В первую очередь это вопрос культуры вождения. Задача рекламы – привлечь внимание, вместе с тем она отвлекает от дороги. Получается конфликт», -- признает психолог «Эксперту Online». Однако говорить о полном запрете рекламы на дорогах также нелепо.

Соглашается и редактор отдела «Автомобильная жизнь» журнала «За рулем» Андрей Морозов. По его словам, никакой доказательной статистики о том, что реклама является значимым фактором ДТП, сегодня нет. «Реклама – это часть антуража, на нее никто зачастую уже не обращает внимания», -- рассказал специалист «Эксперту Online».

Вместе с тем возросший объем полномочий для ГИБДД не пройдет даром. По словам Морозова, безусловно, коррупция возрастет. «Кто не сможет договориться с ГИБДД, будет платить», -- прогнозирует Морозов.

Среди всех возможных объяснений введения указа есть еще одно – политическое. Приближаются выборы, а реклама -- это мощное средство влияния на аудиторию, которым надо управлять.