Размытый путь

Москва, 14.06.2007
Министерство транспорта России стремится изыскать средства на финансирование дорожного хозяйства. Сегодня кабинет министров обсуждал Программу Минтранса по развитию сети автодорог. Премьер Фрадков устроил выволочку министру Левитину.

Сети федеральных дорог Минтранс планирует привести в соответствие с нормативными требованиями. Этот процесс завершится к 2011 г путем перехода на систему финансирования по утвержденным нормативам затрат. В течение трех-четырех лет планируется ликвидировать накопленный недоремонт автомобильных дорог и дорожных мостов.

Главный приоритет программы - строительство и реконструкция дорог, формирующих международные транспортные коридоры в европейской части России по направлениям Север-Юг и Центр-Урал, а также по направлениям, обеспечивающим реализацию экономического потенциала Дальнего Востока и Сибири.

Отметим, на сегодняшний день в России практически нет дорог, соответствующих нормативным требованиям. Специалисты по дорожному строительству рассказали «Эксперту Online», что новые технологии, материалы и методики могли бы использоваться в нашей стране, но этому препятствует ряд факторов. Они банальны. Во-первых, недостаточно денег. Во-вторых, нет новейшего оборудования. В-третьих, нет квалифицированного персонала. А чтобы компания-подрядчик дорожного строительства могла закупить дорогое оборудование и послать персонал обучаться, например, в Италию, она должна быть стопроцентно уверена в том, что получит крупный заказ от страны, причем долгосрочный. Иначе ей не окупить затрат. А такой уверенности нет.

Но дело не только в этом – в России нет пока что ясности по поводу того, что же все-таки такое – «хорошая трасса». Это что, с кафе-туалетами и аварийными вертолетами? Или просто с хорошим покрытием и освещением? Чиновники-автодорожники клянутся в том, что России нет аналогов в мире по дорожным проблемам – сама постановка задачи обеспечить трассами  огромную страну с разными климатическими условиями кажется непосильной. Между тем, пока вопрос стоит не обо всей стране, а хотя бы об одной хорошей трассе. А ее ведь тоже нет.

По оценке специалистов, в период до 2010 года число автомобилей в России возрастет примерно в полтора раза, а сеть региональных и федеральных дорог значительно не увеличится: она вырастет лишь на 5 тыс км - с нынешних 600 тыс. до 605 тыс. км.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин отметил, что для решения проблемы состояния дорожной сети необходимо увеличить объем финансирования дорожного хозяйства не менее чем до 2,5-2,7% ВВП, а с учетом передачи в сеть дорог общего пользования местных дорог - до 4% ВВП. В 2006 г этот показатель составлял 1% ВВП.

В ответ глава Минфина Алексей Кудрин сообщил что автодороги и так получат в 2008 году в 2.5 раза больше денег, чем ранее – это 285 млрд рублей, что составляет около 1% ВВП. Еще около 0,5% ВВП будет выделено из бюджетов субъектов РФ, а также некоторые проекты будут частично профинансированы за счет Инвестфонда. Добавим, по оценке думского Комитета по энергетике, транспорту и связи, только для поддрежания существующего дорожного покрытия в хорошем  состоянии  необходимо ежегодно 1,5 трлн рублей. Как же изыскать деньги?

Министр Левитин заявил кабинету министров, что, согласно плану, действующие трассы будут превращаться в платные магистрали. «Они будут реконструированы под платные, - уточнил он. - Разумеется, скоростные дороги будут возникать там, где есть дороги-дублеры». Автомобилисты сами смогут решать, объехать им по новой платной трассе, или двигаться бесплатно по параллельным дорогам.

Что ж, платные дороги в России уже стали реальностью – правда, это лишь один 23-километровый участок на федеральной трассе «Дон» близ г. Хлевное в Липецкой области. Проезд легкового транспорта стоит 10 рублей, грузового – 30. Как рассказал «Эксперту Online» специалист по качеству автотрасс, коммерческий отрезок пользуется большой популярностью жителей только потому, что выхода у них нет: некоммерческий «трясет и подбрасывает» проезжающего. А платный, хоть и далек от норм комфорта, но все же приемлем для проезда.

Дополнительные деньги, по мнению Минтранса, можно получить от повышения таможенных пошлин на ввозимые автомобили, запчасти к ним и шины, а также из прибыли страховых компаний от страхования автогражданской ответственности. Кроме того, Левитин предложил забрать из региональной собственности в федеральную ряд региональных трасс и ввести плату за проезд по федеральным для большегрузных (более 12 тонн) машин. Заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Сергей Шишкарев назвал «экзотическим» предложение Минтранса использовать часть прибыли страховых компаний для нужд дорожного хозяйства. По его словам, это отнюдь не принцип «пользователь платит». Ну и таможенные пошлины тут ни при чем. Зато идея обложить данью владельцев большегрузных авто ему импонирует.

Для осваивания выделяемых средств – прокладки новых трасс,  ремонта и капремонта имеющихся – планируется создать ОАО «Российские автомагистрали». Отметим, ныне строительство и ремонт осуществляют разные конторы – прокладывают трассы строительные организации, а эксплуатацией занимаются дорожно-эксплуатационные службы. Как сообщил «Эксперту Online» источник в Росавтодоре, проект создания ОАО еще не доработан, пока не ясно, на основе каких подразделений  и организаций его создавать и как именно. Но уже ясно, что всеми дорожными работами от сооружения до эксплуатации будет заниматься одна структура.

Председатель правительства Михаил Фрадков признался, что запутался в количестве существующих на данный момент документов, нацеленных на решение проблем дорожного строительства. Он был чрезвычайно недоволен программой Минтранса и даже отругал министра: «Этот набор слов - дороги, транспорт, развитие - начинает нервировать. Это просто какая-то куча идет. Это все бу-бу-бу». Левитин по попытался оправдаться, пообещав ускорить разработку концепции. Но Фрадков был неумолим и перешел на непарламентскую лексику: «Мы не только ускорим, мы еще и пенделя дадим, чтобы вы ускорились. От нас к вам пенделя, а не от вас к нам».

Правительство приняло решение направить концепцию на доработку до 1 августа. Концепцию реформирования и управления автодорожной отраслью планируется утвердить в декабре 2007 года.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Королевство тонет в дешевой нефти
    Саудовская Аравия, привыкшая жить при высоких ценах на нефть, оказалась совершенно не готова к их обвалу. Стране былого нефтяного благоденствия придется резко урезать расходы и готовиться к взрыву недовольства по этому поводу
  2. В правительстве явно обозначились две партии
    Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что России пора перестать гордиться профицитным бюджетом и начинать увеличивать заимствования. Заимствовать обязательно надо, считают эксперты, а также и резервы расходовать, ведь за это не придётся платить никому 6.5% годовых и более. Но решится ли правительство включить денежный насос?
  3. На мировую экономику движется волна банкротств
    Мировой экономический кризис, прогнозы экспертов
Реклама