Иран имеет возможность запустить 8 тыс. центрифуг в ядерном центре в Натанзе для обогащения урана к концу 2007 года. Об этом, по данным иранского государственного телевидения, заявили западные дипломатические источники в Вене. В результате ситуация вокруг иранской ядерной программы обострится, а соблюдение режима нераспространения окажется под вопросом.
Отметим, в конце мая Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) официально подтвердило наличие у Ирана 1 312 действующих центрифуг. Хотя Иран говорит, что их уже 1 600. Тегеран намерен устанавливать центрифуги до тех пор, пока их число не достигнет 50 тыс. По мнению властей ИРИ, это позволит обрести республике независимость от поставок ядерного топлива из-за рубежа.
Ядерные аналитики утверждают, что запуск каскада из 3 тыс. центрифуг позволит иранским специалистам получить первые 25 кг высокообогащенного урана уже через 9-11 месяцев. А этого достаточно для двух атомных бомб.
Ну а Тегеран с неизменной настойчивостью утверждает, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер. Так, председатель меджлиса ИРИ Голямали Хаддад Адель заявил, что его страна производит ядерное топливо, обогащенное до 3,5%. К тому же работы ведутся под контролем МАГАТЭ.
Между тем этот контроль, как видно, не совсем плотный. Вчера Россия, по традиции с пониманием относящаяся к стремлению ИРИ к атому, упрекнула Тегеран в несговорчивости. Управляющий от России в МАГАТЭ Григорий Берденников заявил: «Мы призываем Иран к более активному сотрудничеству с МАГАТЭ». «Решение иранской ядерной проблемы может быть достигнуто только путем переговоров в условиях соблюдения обязательств по нераспространению ядерного оружия при полном уважении права участников ДНЯО на мирное использование ядерной энергии», -- подчеркнул он, заметив, что ИРИ не выполняет требований МАГАТЭ и ООН.
Напомним, на днях безрезультатно завершились переговоры между ИРИ и ЕС. Встреча заместителя представителя Ирана на переговорах по ядерному досье Джавада Ваиди и комиссара ЕС по международной политике Хавьера Соланы показала, что Тегеран не готов обсуждать проблемы по существу. В ответ МАГАТЭ заявило, что такая позиция ставит под вопрос искренность Ирана, настаивающего на мирном характере ядерной программы.
Глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи, в свою очередь, дал понять, что ИРИ выходит из-под контроля. МАГАТЭ «не может гарантировать отсутствие незаявленной ядерной деятельности в Иране». По его словам, его ведомство не может «продвинуться вперед в усилиях по проверке определенных аспектов, касающихся масштабов и характера иранской ядерной программы». Тегеран «не позволил агентству провести проверку информации о конструкции тяжеловодного реактора, сооружаемого в Араке», общий уровень информированности МАГАТЭ об определенных аспектах ядерной деятельности Ирана понизился. В то же время аль-Барадеи сказал, что иранская сторона продолжает обеспечивать доступ к заявленному ядерному материалу, включая установку по обогащению урана в Натанзе, и что агентство в состоянии проверить «непереключение заявленного ядерного материала» на военные цели.
Обсуждение новых санкций в отношении Ирана пройдет в Совете Безопасности ООН в ближайшие недели. По мнению американской стороны, ИРИ нуждается в более жестких мерах воздействия: Иран не должен иметь возможности вести экономическую и финансовую деятельность.