Рельсы для химиков

Москва, 18.06.2007
Многострадальный железнодорожный проект «Белое море--Коми--Урал» («Белкомур»), планы которого вынашиваются уж 70 лет, сегодня обретает новые перспективы. Основные надежды организаторов проекта связаны с возможностью получить финансирование из Инвестфонда. Кроме того, новая магистраль строится не для того, чтобы оттянуть на себя грузопоток уже действующих железнодорожных линий, а под новые промышленные объемы грузоперевозок.

У «Белкомура» почтенная история. Первоначальное проектирование этой железнодорожной линии проводилось еще во вторую пятилетку (1933--1937 годы). В это время создавался проект Северной угольно-металлургической базы, в которую вошли впоследствии шахты Печорского угольного бассейна, а также Череповецкий металлургический комбинат (ныне – «Северсталь»). Угольный бассейн и комбинат связала железнодорожная линия Котлас--Воркута, построенная в 1937--1944 годах.

Эта железная дорога, первая крупная заполярная линия, была частью более масштабного проекта «Заполярного Транссиба», который должен был пройти примерно по широте Северного Полярного круга и соединить Норильский комбинат и устье Енисея с железнодорожной сетью страны. Из этого проекта более известна 503-я стройка – железная дорога Салехард–Игарка. Но было и другое направление: Архангельск–Котлас–Сыктывкар–Пермь, которое давало индустриальному Уралу, бурно развивавшемуся в то время, кратчайший выход к портам Белого моря. Проект был составлен вместе с линией Котлас--Воркута, но строительство было отложено. В 1948 году силами зэков началось сооружение первой очереди «Заполярного Транссиба», в рамках которого должен был быть построен «Белкомур». Но в 1953 году несправедливо заключенные были отпущены, работы остановлены, стройки законсервированы.

К этому проекту вернулись в середине 1990-х годов, когда руководители администраций Архангельской, Пермской областей и Республики Коми решили создать железнодорожную магистраль по самому короткому пути к морю. В 1996 году было создано ОАО «Белкомур». В ноябре 1998 года на станции Карпогоры, в Архангельской области, был забит «серебряный костыль» в начале новой магистрали, протяженность которой должна была составить 1 311 км. Строительство началось на северном участке, тогда как южный участок: Сыктывкар–Кудымкар–Пермь еще не был даже запроектирован.

Но уже в 2000 году резко сократилось финансирование проекта из региональных бюджетов, а с 1 июня 2002 года работы и вовсе прекратились. Было построено всего 4,3 км на участке Карпогоры--Вендинга, отсыпаны 13 км и прорублена просека 36 км. В 2005 году рельсы построенного участка ОАО «Белкомур» отдала подрядчику ОАО «Севтрансстрой» в оплату долга.

Причина этого тяжелого поражения состояла в том, что ОАО РЖД никак не хотело поддерживать этот проект, несмотря на все выгоды, показанные представителями ОАО «Белкомур». Железнодорожники считали, что представленный проект невыгоден, потому что имеет низкий грузопоток, а себестоимость перевозок там будет в 4--5 раз выше, чем на других линиях. Вслед за ОАО РЖД негативно к проекту относились и грузоотправители, в первую очередь крупные уральские компании -- ЗАО «Коми Алюминий», ОАО «Сильвинит», ОАО «Уралкалий», ОАО «Метафракс» и ОАО «Соликамскбумпром».

Тем не менее летом 2006 года руководство Пермского края решило реанимировать проект строительства «Белкомура», но сделать на сей раз его приемлемым и для железнодорожников, и для частных компаний. Проект был переделан, и теперь южный участок магистрали выводит дорогу в район западнее Перми, на ст. Григорьевская, где есть состыковка со Свердловской железной дорогой. Правда, обновленный проект стал длиннее первого. Теперь протяженность «Белкомура» составляет 1 252 км. Южный участок пойдет из Сыктывкара не прямо на юг, а сделает петлю, выйдет на ст. Соликамск-Южный (в Соликамском промышленном узле сосредоточены 15 химпредприятий, в том числе «Сильвинит»), а дальше пойдет вдоль западного берега Камского водохранилища до ст. Григорьевской.

Изменение маршрута железной дороги сильно улучшило перспективы проекта. Именно «Сильвинит» называют в качестве возможного участника финансирования «Белкомура». Скорее всего, в конечном итоге сформируется консорциум частных инвесторов из числа крупных компаний Соликамского промышленного узла.

Проектом «Белкомура» ранее интересовались и европейские страны, в первую очередь Финляндия, заинтересованная в привлечении дополнительных грузопотоков в свои порты на Балтике. Но в мае 2007 года дело сдвинулось с мертвой точки и на форуме в финской Каяни была принята резолюция, согласно которой «Белкомур» объединяется с международным транспортным проектом «Баренц-Линк», в котором принимают участие Россия, Финляндия, Швеция и Норвегия. «Белкомур» сегодня имеет большое значение для формирования транспортного коридора с Евросоюзом «Баренц Линк», подчеркнул председатель правления, глава регионального объединения муниципалитетов Кайнуу (Финляндия) Ханну Лескинен. Однако он добавил, что вклад ЕС в этот проект будет ограничиваться поддержкой строительства на участках территорий, прилегающих к Финляндии.

Предполагается, что заявка на этот проект будет подана в Инвестиционный фонд России до 1 ноября 2007 года. С этой целью тремя регионами с участием частного капитала создается Межрегиональная инвестиционная компания «Северозапад Прикамье», которую возглавит председатель совета директоров Агентства регионального развития Юрий Демочкин. Компания займется подготовкой заявки и необходимого пакета документов, формированием экономическо-инвестиционного обоснования железнодорожного проекта, общая стоимость которого оценивается в 280 млрд рублей. «Северозапад Прикамье» также выступит заявителем проекта на инвестиционную комиссию Минэкономразвития России.

Проект «Белкомура» был уже поддержан главой Минтранса Игорем Левитиным и в Совете Федерации РФ. Сенаторы рассмотрели проект на специальных слушаниях и одобрили подачу заявки в Инвестфонд. «Заявку подаст управляющая компания, которую с уставным капиталом в размере 150 млн рублей создадут частные компании и администрации регионов, в частности, Пермского края, Республики Коми и, как ожидается, Архангельской области», -- сказал глава комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, сенатор от Пермского края Оганес Оганесян.

Региональные руководители воспаряли духом от новых перспектив «Белкомура». На Петербургском экономическом форуме состоялось подписание меморандума между Главой Коми Владимиром Торлоповым, губернатором Пермского края Олегом Чиркуновым и губернатором Архангельской области Николаем Киселевым о реализации комплексной программы промышленного и инфраструктурного развития трех регионов. Архангельский губернатор тут же предложил расширить заявку в Инвестиционный фонд еще на 15 млрд рублей за счет включения в нее средств, необходимых на строительство нового глубоководного района Архангельского порта. «Пермский край намерен начать строительство железной дороги из Соликамска на север, в направлении Мурманска, с дальнейшим выходом на порты Финляндии», -- сказал губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Новая железная дорога даст мощный импульс экономике северных регионов, и губернаторы не намерены упускать шансы.

Инициаторы и разработчики проекта железной дороги «Белкомур», наученные горьким опытом прошлого поражения, не строят радужных ожиданий. Генеральный директор ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми» Константин Мальцев современное состояние проекта «Белкомур» определил как переходное. Но все же сегодня, когда поддержку начинанию высказал Совет Федерации и Министерство транспорта, когда есть готовая и работающая схема частно-государственного партнерства, когда есть институты, готовые профинансировать большой проект, и есть заинтересованные частные и международные инвесторы, «Белкомур» ближе к реализации, чем когда бы то ни было.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Выплаты на детей споткнулись о прошлые доходы
    Из-за коронавируса ежемесячные пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет вводятся на месяц раньше. Если не возникнет проблем с выдачей в регионах, то уровень бедности среди семей с детьми в этом возрасте может сократиться на 26%. Мера своевременная, но условия получения этих выплат вызывают вопросы у нуждающихся семей.
  2. ЦБ принял трудное, но единственно верное решение
    В условиях кризиса Банк России решил отложить ужесточение выдачи ипотеки в зависимости от долговой нагрузки граждан
  3. Миннесота в огне
    В Миннеаполисе четвертый день продолжаются беспорядки, вызванные убийством полицейскими безоружного афроамериканца
Реклама