Отпуск на колесах

Александр Попов
18 июня 2007, 16:44

В силу панического страха перед самолетами я предпочитаю передвигаться по нашей необъятной родине по железной дороге. «Города, поезда, шторки на окошках, проводник по утрам наливает чай…» Романтика, знаете ли. Уже не раз я ездил из Москвы до Новосибирска и обратно. А это двое суток, заметьте. Потому уровень сервиса внутри вагонов оценить могу, что называется, на собственной шкуре.

Конечно, сервис стал намного лучше. Правда, говорить я могу только о купейных вагонах. В плацкартных не езжу, а в СВ билеты стоят как-то уж слишком дорого. Убейте меня, но большой разницы между фирменными и не фирменными поездами я не заметил. Разве что фирменные как-то стилизованы, отбрендированы, в отличие от «простых». Но разницу в цене на билет на одно и то же направление я абсолютно не понимаю. Цвет простыней разный, в фирменных – с цветочками да ягодками, в простых – скучнейших постельных тонов. Но разве это главное?

Ведь что важно. Вагоны почти везде одинаковые, отечественные, советские. Коричневого цвета купе, протертые коврики, вечная пыль от матрасов. «Титан» в коридоре, стаканы в подстаканниках. Правда, иногда попадается что-то новое. Например, внутри вагона работают электронные часы с индикатором занятого туалета. Некоторые вагоны в поездах дальнего следования уже оборудованы биотуалетами, которые в санитарных зонах не закрывают. Многие поймут, насколько это бывает важно в течение долгой дороги. В одном поезде, который, к моему удивлению, оказался тульского производства, я увидел туалет для инвалидов-колясочников и еще душевую кабину. Кое-где предлагают прямо в купе посмотреть DVD. Так что прогресс, в целом, налицо.

Конечно, не обходится без перегибов. Так, ехал я однажды на поезде Москва--Пекин по билету, в стоимость которого, за дополнительные деньги, было включено питание. За два дня от предлагаемых блюд, конечно, не загнетесь, но вкус котлет или куриного бедра потом не выбивается даже изрядной порцией коньяка. Ну а на земле недельку придется лечиться кефирчиком, дабы вернуть желудок в нормальное состояние. Но это еще полбеды. Покупая билет в вагон, где пассажиров кормят, вы рискуете напороться на проводника без бара. Запрещают им в таких «элитных вагонах» торговать снедью да выпивкой.

Так что – мой вам совет – питайтесь в вагонах-ресторанах. Там теперь кормят намного лучше, особенно если такие вагоны отданы на откуп коммерческим фирмам. Так, в «Сибиряке» я наслаждался мясом по-сибирски, соляночкой да холодным пивом. Правда, в салатах как-то сильно пережгли уксусом лук. Но, если закрыть на это глаза да запить все это дело беленькой, перегибы вагонных коков не замечаются. Еще один момент – питание в ресторанах на колесах недешевое. Средний чек составит долларов 25. Но что делать – есть-то все равно захочется.

Конечно, выбирая среди всех возможных способов путешествия именно поезд дальнего следования, вы рискуете потерять массу времени. Самолетом всегда быстрее, особенно если речь идет о поездке на расстояние, превышающее тысячу километров. Ну и что? Куда спешить-то? Просто расслабьтесь и превратите время своего пребывания в «доме на колесах» в мини-отпуск. Я, например, за время поездки в вагоне успеваю выспаться и прочитать книги, на которые в обычной земной жизни не хватает времени. И просто отдохнуть от всего – от сотового телефона до телевизора. Жаль только, что случается такое счастье чересчур редко.