Черноморская газировка

Али Алиев
25 июня 2007, 19:57

«Газпром» и Eni договорились вместе строить газопровод через Черное море. Если все пойдет по плану, то через пять лет Россия помимо северного (Nord Stream) получит еще и южный путь транспортировки собственного газа в Европу. В то же время «Южный поток» составит серьезную конкуренцию проекту Nabucco, в котором Россия пока участия не принимает.

Меморандум по проекту строительства и эксплуатации газопроводной системы из России в Европу через акваторию Черного моря, подписанный 23 июня заместителем председателя правления «Газпрома» Александром Медведевым и генеральным управляющим итальянским нефтегазовым концерном Eni Паоло Скарони, предусматривает подготовку технико-экономического обоснования проекта, а также определяет порядок сотрудничества между двумя компаниями по проектированию, финансированию, строительству, технической и коммерческой эксплуатации газопроводов.

Проектируемая новая нитка газопровода, через который намечено перекачивать до 30 млрд кубометров газа в год, протянется от российского до болгарского побережья по дну Черного моря, глубина которого по трассе строительства местами достигает 2 000 метров. Протяженность морского участка составит около 900 км. Как разъяснил после подписания документов глава итальянской компании, скорее всего от Болгарии газ пойдет по двум маршрутам – один в Австрию и Словению, другой на юг Италии, а запустить проект предполагается через три года, после получения всех необходимых разрешений.

Финансировать строительство «Южного потока» планируется на паритетных началах, а точное распределение долей и общая стоимость проекта будут определены после составления ТЭО. По оценкам аналитиков, только на строительство подводной части газопровода придется потратить более 5,5 млрд долларов, а затраты на весь проект могут превысить 7 млрд долларов.

Напомним, что «Газпром» совместно с Eni уже построил один трансчерноморский газопровод – из России в Турцию. От момента подписания сторонами меморандума о взаимопонимании до ввода в эксплуатацию «Голубого потока», общей протяженностью 1 213 км и имеющего морской участок 396 км, прошло около пяти лет. Его стоимость составила 3,2 млрд долларов, из которых 1,7 млрд долларов пришлось на строительство морского участка и компрессорной станции «Береговая». На этом сотрудничество российской и итальянской компании не закончилось – в ноябре прошлого года они подписали соглашение о стратегическом партнерстве, еще одним шагом в реализации которого и стал новый проект.

Отраслевые аналитики отмечают, что строительство «Южного потока» (или, как его еще называют, «Голубого потока-2») во многом обусловлено появлением газопровода Nabucco, который европейские страны с помощью США строят без участия России. Он также проходит по дну Черного моря и предназначен для транспортировки прикаспийского газа в Европу через Балканы, минуя российскую газотранспортную систему.

Эксперт нефтегазового сектора НГК «2К Аудит — Деловые консультации» Владимир Лесков предполагает, что поскольку окончательные сроки строительства совместного проекта «Газпрома» и Eni пока не определены, а Nabucco будет частично запущен уже этим летом, то можно ожидать, что «Южный поток» станет своего рода рычагом давления России для вхождения ее в Nabucco. После появления альтернативного газопровода стоимость прокачки уменьшиться и проект Nabucco может провалиться. Чтобы избежать этого, «Газпрому» и Eni могут предложить не строить свой газопровод взамен на долю в Nabucco.

Однако, как считает аналитик, Россия сегодня заинтересована в диверсификации и безопасности своих транспортных потоков, так что газопровод, проложенный по территории страны, выглядит предпочтительнее Nabucco. Кроме того, только Италия к 2015 году намерена выйти на импорт 25 млрд кубометров газа, так что не исключено, что для обеспечения Европы газом придется запускать обе трубы на полную мощность.

Европейские страны также не испытывают тревоги. «В то время как потребность Евросоюза в природном газе быстро растет, -- заявил в понедельник представитель Еврокомиссии Микеле Черконе, -- Еврокомиссия считает позитивным строительство любой новой инфраструктуры, которая помогла бы удовлетворить этот спрос». Брюссель в любом случае положительно относится к диверсификации источников и путей снабжения ЕС энергоносителями, будь то появление новых возможностей получать энергию из других географических зон или по новым маршрутам от традиционных поставщиков. «Для Еврокомиссии новый газопровод не представляет конкуренции проекту Nabucco», -- отметил Черконе. По словам европейского чиновника, намерение строить «Южный поток» не отменяет мощной поддержки Еврокомиссией проекта Nabucco, который остается одним из приоритетных проектов ЕС.

Это не совсем устраивает российскую сторону, которая предпочла бы транспортировать среднеазиатский и прикаспийский газ по собственным магистралям. Как разъяснил в понедельник Александр Медведев, в рамках проекта «Южный поток» планируются поставки газа из всей российской газотранспортной системы, то есть включая не только российский газ, но и, в частности, среднеазиатский. Для этого намечено подписание межправительственных соглашений, которые должны стать гарантией для поддержки проекта на государственном уровне.

Россия прилагает усилия для того, чтобы склонить на свою сторону не только руководство балканских стран-транзитеров, но и местных бизнес-структур. Так, по словам Медведева, в рамках договоренностей с ENI проект будет открыт и для других компаний. В частности, как отметил высокопоставленный газпромовский чиновник, целесообразно привлечение к проекту компаний тех стран, по территории которых будет проходить газопровод. При этом он заявил, что прокладка «Южного потока» является более приоритетной задачей, чем «Голубого потока-2». Трубу последнего намеревались проложить параллельно "Голубому потоку-1", но этот проект, по словам Медведева, еще обсуждается. Если же «Голубой поток-2» будут строить, то его газ будет ориентирован не на Европу, а на Ближний Восток.