Игра без правил

ОАО «Аэрофлот -- Российские авиалинии» сегодня объявило, что прекращает участие в конкурсе на приобретение пакета акций итальянского национального перевозчика Alitalia. «Аэрофлот» отказался от шанса стать по-настоящему международной компанией. Но его отказ был предсказуем. Мало того, что итальянские власти, выставив на продажу госпакет Alitalia, фактически предлагали кота в мешке, так еще и условия конкурса (в том числе и размер пакета) все время менялись.

Решение о выходе из конкурса, согласно сообщению «Аэрофлота», было принято по следующим причинам: российскому участнику не был предоставлен доступ к исчерпывающим данным о коммерческой и операционной деятельности Alitalia, условия и требования к процессу приватизации серьезно ограничивают возможности «Аэрофлота» по принятию мер, необходимых для вывода из кризиса Alitalia.

Alitalia находилась на грани банкротства с 2004 года. Многочисленные попытки оздоровить компанию пока ни к чему не привели. И вот в начале этого года правительство Италии, чтобы как-то устранить проблему, решило продать часть акций из госпакета авиаперевозчика. Всего Италии принадлежит в Alitalia 49,9% акций. Уже тогда документ о конкурсе вызывал большие сомнения. «Правительство оставляет за собой право в любой момент изменить правила по проведению конкурса» -- примерно так было написано в памятке правительства. Непонятен был даже размер пакета акций, выставляемого на конкурс. Сначала речь шла о 39,9%, а 22 мая министр экономики Италии Томмазо Падоа-Скьеппа вдруг заявил, что продаст и последние 10% госпакета, если кто-то из конкурентов этого захочет.

Но в начале апреля (а документы на конкурс надо было подать до 2 апреля) о таком коварстве итальянцев еще не было известно, и «Аэрофлот» ввязался в борьбу за Alitalia. Всего претендентов было 12. Генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов тогда с оптимизмом смотрел на покупку итальянского авиаперевозчика. После покупки итальянцев наша компания получала не только существенную долю европейского рынка, но и могла увеличить транзитный пассажиропоток. Был у Окулова и свой примерный план реструктуризации. Причем не путем тотальных увольнений, а путем сокращения маршрутной сети и увеличения ее интенсивности.

«Аэрофлот» начал интенсивные переговоры с банками о займе для покупки Alitalia, В мае он разослал 20 банкам просьбу о финансировании, и все банки ответили положительно. Но точную сумму займа Окулов назвать не мог. Ведь цена госпакета все время менялась. Если сначала речь шла о 700-800 млн долларов, то в апреле министерство транспорта республики заявило, что покупателю придется выложить за Alitalia около 3 млрд евро, половина этой суммы будет уплачена за сам пакет, а вторая половина пойдет на реструктуризацию перевозчика. И это при том, что Alitalia имеет долг не менее 1,1 млрд евро и уже четыре года не получала прибыль.

О долгах компании – отдельный вопрос. Точный их размер так никто и не узнал. Только с 24 мая можно было получить полный доступ к данным Alitalia -- как к финансовым показателям, так и к контрактам с поставщиками и персоналом. Причем аудитор Deloitte & Tousche не смог сертифицировать финансовые результаты итальянского авиаперевозчика. Более того, 23 мая главе Alitalia Берардино Либонати пришлось понизить оценочную стоимость имеющихся самолетов на 200 млн евро, что привело к потерям 626 млн евро за 2006 год (но в январе эксперты, и в частности Deloitte, говорили о возможном обесценивании флота даже на 400 млн евро!). И только 12 июня наконец-то аудиторы Deloitte смогли сертифицировать годовой отчет Alitalia с убытками в 626 млн евро за прошлый год и 135 млн уже в I квартале, причем из четырех страниц их отчета три были посвящены «существенным элементам неопределенности», и одним из этих элементов стала возможность провала конкурса по продаже.

Кстати, именно финансовые данные отпугнули в мае одного из реальных участников тендера – американский консорциум Texas Pasific Group—MatlinPatterson Global Advisers (вместе с итальянским банком Mediobanca). А всего ко вчерашнему дню в конкурсе на приобретение госпакета остались лишь два участника: AirOne с банком Intesa Sanpaolo и «Аэрофлот» с банком Unicredit. Финальные предложения должны поступить ко 2 июля.

Таким образом, теперь остался один участник. Готовясь к окончательному предложению, AP Holding, которому принадлежит AirOne, рассматривает возможность привлечения финансовых партнеров. Это могут быть итальянский банк Banca Monte dei Paschi di Siena, американские банки Lehman Brothers и Morgan Stanley, а также японский инвестбанк Nomura. Но, скорей всего, речь идет не о вхождении в консорциум или в акционерный капитал группы AP Holding, а о финансовом займе на сумму 800-1000 млн евро. Для этой операции нужно было оценить стоимость компании AirOne. Независимый эксперт Андреа Меннилли оценил компанию, принадлежащую Карло Тото, в 1,075 млрд евро. Остается вопрос: как такая небольшая локальная компания, как AirOne, может стоить примерно как Alitalia, которая на рынке оценивается в 1,1-1,2 млрд евро?

Итальянцы были уверены, что российская компания официально откажется от борьбы и еще по одной причине. Правительство никогда не отдаст национального перевозчика в руки чужакам. И эту проблему, несмотря на поддержку российского правительства и отличные отношения между Россией и Италией, решить не удалось.

Но одну задачу «Аэрофлот» уже выполнил на все сто. Он получил огромное медийное освещение. Про него вышла масса заметок не только в российской прессе. В западных СМИ число статей об «Аэрофлоте» лавинообразно выросло. Не проходит и дня, как в ведущих итальянских газетах появляются сообщения об «Аэрофлоте» (редакторы газет даже шутят, что оставляют каждый день место для новостей о конкурсе). Отметим, что они в основном позитивны по содержанию. Это значительно повысило узнаваемость российского бренда. Поэтому, как бы ни закончился конкурс, «Аэрофлот» уже победил.

Итак, известность марки уже есть. И она нужна «Аэрофлоту». Наша авиакомпания все равно будет вынуждена активно развивать бизнес на европейском рынке авиаперевозок, чтобы иметь возможность противостоять экспансии иностранных авиаперевозчиков на маршрутах в города России.