Пароходы-банкроты

Москва, 28.06.2007
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы РФ подала в московский арбитражный суд иск с требованием признать банкротом Волжское нефтеналивное пароходство «Волготанкер». Самарские чиновники надеются, что эта процедура позволит усилить государственное участие в судьбе компании, последние несколько лет пребывающей в глубоком кризисе.

Компания «Волготанкер» -- не ЮКОС, старались убедить пиарщики крупнейшего российского перевозчика нефтеналивных грузов, когда в 2004 году против руководства пароходства было возбуждено уголовное дело по факту неуплаты налогов. В 1990-е годы компания контролировалась ЮКОСом и перевозила большую часть нефти опальной компании. Но в 2000 году компания Ходорковского продала контрольный пакет менеджерам пароходства. В итоге на сегодня 76% акций принадлежит менеджерам, а 20% -- государству.

Неудивительно, что распад империи ЮКОСа затронул и «Волготанкер». За время рассмотрения уголовного дела налоговые претензии к пароходству выросли с 300 млн до 3 млрд рублей. А в 2005 году председателю совета директоров пароходства Александру Александровичу, исполнительному директору управляющей компании «Волготанкер-АМС» Андрею Азарову и главе датской компании Volgotanker Marine Services Илье Канцнельсону, помимо налоговых претензий были предъявлены обвинения в мошенничестве и легализации доходов. Гособвинители утверждают, что сотрудники пароходства создали схему, по которой «Волготанкеру» в 1999−2005 годах как экспортеру возмещался НДС из бюджета, хотя, по сути, пароходство только имитировало экспортную деятельность и не имело на это права. В результате, по подсчетам прокуратуры, государству был нанесен ущерб на сумму около 9,5 млрд рублей. Обвинения прокуратуры были предъявлены топ-менеджерам «Волготанкера» заочно: сейчас они объявлены в международный розыск, а Генпрокуратура РФ добивается их экстрадиции из Великобритании. Те же обвинения были предъявлены и главному бухгалтеру «Волготанкера» Любови Базильской, начальнику службы безопасности пароходства Евгению Артюхову, руководителю отдела судоходной политики компании Юрию Исаичеву и начальнику самарского филиала пароходства Владимиру Корякову. Рассмотрение уголовного дела против них началось в Самарском областном суде в конце мая.

В результате судебных разбирательств и арестов работа перевозчика оказалась парализована. С 2005 года на счета и 353 судна «Волготанкера» (их общий дедвейт составляет 1,2 млн тонн) наложен арест. В 2006 году компания не смогла начать навигацию – арбитражный суд запретил предприятию заключать какие-либо сделки, в том числе и на перевозку. В итоге в прошлом году «Волготанкер» начал увольнять сотрудников. Кроме того, пароходство чуть не начали распродавать по частям: в мае РФФИ выставил на торги пять судов общей стоимостью 85,6 млн рублей. Но в июне торги были отменены, а самарские власти заявили о том, что добились для «Волготанкера» инициации процедуры банкротства – это предложение региональные чиновники объявили на мартовском заседании морской коллегии Минтранса РФ. По словам министра транспорта Самарской области Бориса Ардалина, банкротство должно послужить финансовому оздоровлению предприятия (его долги будут списаны) и поможет не допустить потери судов. Кроме того, по словам чиновника, через процедуру банкротства возможно усиление государственной доли в компании, которая сейчас составляет около 20% акционерного капитала пароходства.

За национализацию «Волготанкера» не раз высказывались и сами его менеджеры. В начале 2006 года председатель совета директоров компании Владимир Жуков публично объявил предложение передать пароходство под контроль государства. Но тогда ответной реакции на это заявление не последовало. И до сих пор непонятно, нужен ли этот проблемный актив государству.

По оценке аналитика компании «Финам» Владимира Сергиевского, в случае признания «Волготанкера» банкротом возможны два варианта развития событий. Первый – удовлетворение претензий кредиторов (налоговых органов) за счет средств от продажи активов компании. Проблема в том, что активы компании оцениваются много ниже суммы налоговых претензий, поэтому в случае реализации данного сценария государственные органы не смогут рассчитывать на удовлетворение претензий в полном объеме. Второй вариант более предпочтителен – приобретение пароходства сторонним инвестором вместе с обязательствами компании и обещанием урегулировать налоговые претензии. «С учетом тяжелого положения компании покупку "Волготанкера" сложно считать экономически целесообразным решением. Поэтому данный вариант развития событий возможен, если только будет принято соответствующее политическое решение. Среди потенциальных покупателей "Волготанкера" мы выделяем крупные государственные компании», -- говорит Сергиевский.

У партнеров

    Новости партнеров

    Tоп

    1. Курс доллара может сильно удивить
      Авторы прогнозов, предрекающие в этом году слабый доллар, вновь ошиблись. И опять причина в сохраняющейся привлекательности процентных ставок ценных бумаг в Америке, которые по-прежнему выше ставок в большинстве как соседних, так и дальних стран.
    2. Подкаст 2-ой недели. Как работает человеческий ум
    3. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    Реклама