Предстоящая встреча глав государств, входящих в G8, в очередной раз беспокоит относительно небольшую часть населения (на мой взгляд, загадочное нелегитимное объединение, регулярно демонстрирующее отсутствие в международных отношениях каких-либо норм демократии, поскольку несколько сильных стран, которые никто не выбирал и даже не назначал, решают, как будут жить все остальные «объекты» их экономической и политической деятельности). Политологи, аналитики, политики и чиновники суетятся, комментируют, прогнозируют… И я туда же. К тому же после каждого заявления из Вашингтона или Лондона, после каждой встречи с западными коллегами одолевает какой-то эмоциональный зуд. А тут как по заказу и встреча, и заявление, и событие. В общем, изложу в хронологическом порядке.
Намедни вспомнил, что давненько не получал приглашение из американского посольства в Москве на какое-нибудь обсуждение или дискуссию (есть у них такая полезная привычка «прокачивать» нужные темы в кругу экспертов, в неофициальном формате). Думаю: то ли не едет никто из-за океана поболтать, в связи с отсутствием тем для совместного времяпрепровождения, то ли я им надоел. И тут, словно в романе, на следующий день «бах!» -- получите приглашение на встречу 30 мая с послом Ричардом Хаасом – президентом Совета по международным отношениям и бывшим главным советником госсекретаря Колина Пауэлла.
В среду вечером в числе еще нескольких десятков человек я отправился дискутировать с мистером Хаасом на тему «Россия, Соединенные Штаты и будущее международных отношений». С самого начала своего выступления мистер Хаас, похоже, озадачил всех присутствующих заявлением о том, что теперь нет никакого конфликта сверхдержав и война уже невозможна. В этот момент, как выяснилось тремя секундами позже, у меня и депутатов Александра Фоменко и Алексея Митрофанова, сидящих рядом, появился один и тот же вопрос. Далее Ричард Хаас говорил о том, что мы равноправные партнеры, что США совершили несколько ошибок и должны быть более внимательны к другим странам. Что будущее за многополярным миром, а Россия -- один из лидеров этого мира. Правда, российская демократия все-таки слегка хромает, но страна движется. Он сообщил публике, что мы должны дружить, развивать отношения там, где они развиваются, и не заморачиваться на тех позициях, где есть несовпадение наших точек зрения. Мы обязаны сотрудничать в сфере борьбы с терроризмом, наркоторговлей и потеплением климата и т. д. Мне даже вспомнился прозвучавший неделей раньше в «Президент-отеле» на конференции по глобализации доклад президента Института общественного проектирования Владимира Плигина, с которым выступление посла Хааса идейно было как близнецы братья.
Присутствующие в зале как-то недоверчиво напряглись. Это была любопытная реакция – многие испытывали тревожное напряжение от того, что им было понятно, о чем говорил оратор, и, самое ужасное, что они были согласны с произносимым. Ужас был в том, что выступал один из активных и компетентных специалистов американской внешней политики. Все ждали подвоха. Недолго…
Говоря о необходимости нашего тесного партнерства и совместной ответственности за судьбы мира, мистер Хаас предложил России совместно действовать по Ирану и разделить с США ответственность за «возвращение этого государства в цивилизованный мир». В этой точке выступления все присутствующие расслабились, заулыбались – все оказалось в порядке, все на месте, предложение дружбы как всегда не подкупает своей искренностью, мир не перевернулся (искренность и дипломатия – совместимы ли они вообще?).
Это не первое американское предложение для России о «сотрудничестве» такого рода. Но Москва всегда старалась в таких случаях вести себя разумно. И, вероятно, чтобы она была более внимательна к этому предложению, 31 мая президент США Джордж Буш перед началом своего европейского вояжа дал интервью нескольким крупнейшим европейским газетам. В нем он много говорил об отношениях с «дружеской Россией», в которой опять все плохо с демократией и где Кремль разжигает холодную войну. Эти темы, очевидно, он и постарается воткнуть в повестку саммита G8.
Глупо было бы спрашивать, почему, как только Россия пытается быть суверенным государством, мнение которого должно учитываться, торговать не в убыток себе и не делать самоубийственных политических шагов, ее сразу объявляют недемократичной, тоталитарной, нецивилизованной и пр., и пр. Ответ известен уже не первую сотню лет.
В пятницу же 1 июня произошло не совсем рядовое событие, во всяком случае для аппарата вашингтонской администрации, – объявлено об уходе в отставку ближайшего советника президента Буша, отвечавшего за стратегическое планирование и формирование государственной политики Дэна Бартлетта. Говорят, что в Вашингтоне его прозвали «мозги Буша». Если это так, тогда события последних лет говорят нам, что такие мозги не жалко и поменять, либо у президента Буша совсем плохо со слухом. Некоторые полагают, что этой отставкой в Вашингтоне хотят продемонстрировать переход к новому, более разумному курсу. Однако интервью Джорджа Буша, данное накануне, ни на что такое даже не намекает. Впрочем, может, именно Дэн Бартлетт готовил ответы для этого интервью, и тогда действительно у нынешнего президента Соединенных Штатов в голове подул свежий ветер…