Предыдущие правила застройки были утверждены в 1990 году. Они не учитывали изменившихся условий жизни, противоречили градостроительному, земельному и гражданскому законодательству.
Новый регламент предполагает деление территории города на зоны — рекреационные, жилые, общественно-деловые, производственно-коммунальные, инженерной и транспортной инфраструктуры. В соответствии с этим делением для каждой из них установлен свой градостроительный регламент, который предусматривает виды разрешенного использования земли. В зоне жилой многоэтажной застройки допускается размещение объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. Для этой зоны установлено ограничение этажности — не более 16 этажей; отступ от красной линии до зданий при осуществлении строительства — не менее 6 метров, а также введен максимальный коэффициент застройки и минимальный коэффициент свободных территорий. Такие правила определены для каждой зоны.
В перечне территорий, на которые отныне поделен город, – зоны так называемого перспективного развития. То есть участки, которые в недалеком будущем будут активно застраиваться. К ним и были отнесены дачные поселки в Ленинском и Октябрьском районах Красноярска. Переговоры с населением уже ведутся. Участки предлагают выкупать за 250 тыс. рублей (однокомнатная квартира в Красноярске сейчас стоит примерно 1,5 млн рублей). В зависимости от места, количества насаждений и состояния дома это в два-три раза ниже реальной стоимости. Но возмущение красноярцев вызывает не только это. В дачных массивах строят не только летние домики, для многих наличие участка в черте города является реальной возможностью решить жилищную проблему, построив тут настоящий деревенский дом. Многие просто хотят жить на природе в собственном доме.
Мэрия мотивирует необходимость сноса двумя факторами: недопущением чересполосицы в застройке города и тем, что дачи находятся в экологически неблагоприятных зонах. Противники сноса считают, что эти доводы не выдерживают никакой критики. В Красноярске есть районы, где нет никаких дач, но в достатке свободной земли – так отчего бы не строить там? Смешной выглядит и экологическая версия. Если в случае с Ленинским районом она еще более-менее весома (в районе расположен ряд крупных промышленных объектов), то с Октябрьским кажется вовсе абсурдной. В районе нет ни заводов, ни фабрик, дачи вплотную прилегают к отрогам Саян, даже название намеченной к застройке территории говорит само за себя: Березовая роща.
По словам депутата горсовета Алексея Менщикова, истинная причина в выгоде, которую преследуют мэрия и строители.
«Если посмотреть на карту, то видно, что все коммуникации проходят через садовые участки. Застройка там минимальна по затратам и максимальна по прибыли за счет экономии на коммуникациях, низкой стоимости сноса и высокой цены земли в экологически чистом районе. Откуда взялась цифра в 250 тыс., мне непонятно. Скорее всего, с каждым вопрос будет решаться индивидуально. Несговорчивых могут и поджечь. В общем, сведется все к схеме личного прессования. Фактически документ уничтожает все исторически сложившееся в черте города садоводство», -- заявил депутат в одном из интервью.
Власти парируют, заявляя, что правила были вынесены на общественное обсуждение, а значит, одобрены красноярцами.
«Документ является дополнением к генплану города. Он позволит учесть мнение горожан при осуществлении новых строительных проектов Красноярска», -- заявил председатель горсовета Владимир Чащин.
«Садоводческие участки будут постепенно выкупаться у населения застройщиками. На это уйдет несколько лет. Но интересы людей не пострадают», -- уверен заместитель главы города, начальник департамента градостроительства Анатолий Григоренко.
«Да, правила проходили общественное обсуждение. Но в их ходе вопрос о дачных территориях не акцентировался. Его замалчивали. Не было учтено, что город может развиваться в северном направлении, не трогая садовые участки!» -- считает Менщиков.
Вопрос еще не закрыт: в ближайшее время в городском управлении архитектуры и строительства пройдут слушания, на которые планируется пригласить председателей намеченных к сносу садоводческих товариществ, чтобы услышать их мнение.