Нелогичный «Росгосстрах»

Екатерина Шохина
11 июля 2007, 19:08

Между работниками «Росгосстраха» в следующем году будет распределено 15% акций компании. Это делается, чтобы мотивировать сотрудников хорошо работать. Но эксперты в недоумении -- продажа акций с дисконтом будет восприниматься сотрудниками не как мотивация к лучшей работе и лояльность компании, а просто как халява. Возможно, причиной столь нелогичного поступка является социальный заказ государства.

Работники "Росгосстраха" в следующем году станут его совладельцами, между ними будет распределено 15% акций, заявил сегодня президент Группы компаний "Росгосстрах" и генеральный директор ОАО "Росгосстрах" Данил Хачатуров. "В 2008 году часть пакета акций ОАО "Росгосстрах" будет продана работникам компании. Такое решение было принято на последнем собрании акционеров. Совладельцами крупнейшей отечественной страховой компании смогут стать больше 100 тысяч ее сотрудников и агентов", -- сказал Хачатуров. Продажа акций будет организована по закрытой подписке. Всего на продажу будет выставлено до 15% акций ОАО "Росгосстрах", причем работники будут приобретать их со скидкой. Сама продажа акций планируется на конец 2008 года: после того, как будут подведены финансовые итоги 2007 года, независимый оценщик определит рыночную стоимость компании и цену предложения акций и будет отработана юридическая сторона. Кроме того, будут определены правила: кто и в каких объемах будет иметь возможность приобрести акции. Чтобы получить такое право, надо будет проработать в компании определенное время (не менее полутора-двух лет). Также все сотрудники и агенты будут разбиты на категории, и агенты четвертой (высшей) категории смогут купить больше акций, чем начинающие. Приобретение акций будет добровольным. "Мы никого не будем заставлять покупать акции. И проверять людей на лояльность -- кто купил, а кто нет -- тоже не будем, -- сказал Хачатуров. -- Более того, мы даже не станем никого сильно уговаривать. Совладение компанией само по себе мощнейший мотивирующий фактор. И если в будущем мы придем к решению размещать акции на открытом рынке, они будут существенно дороже, чем в период продажи нашим работникам".

Цель опционной программы «Росгосстраха» -- мотивировать своих сотрудников к качественной и слаженной работе: "сделать их партнерами по общему бизнесу". Как заявил Хачатуров, с учетом темпов развития, которые в среднем составляют 130% в год, вкладывать в "Росгосстрах" выгодно. "Таких депозитов, мягко говоря, нет даже в банках", -- подчеркнул руководитель компании. "Вместе с тем компании, в которых сотрудники являются акционерами, развиваются более стабильно, не подвержены серьезным внутренним пертурбациям, их работники менее склонны к переходу в другие фирмы, трудятся более осознанно и продуктивно", -- считает он. "Рынок страхования в России растет бурными темпами. Растет и общая культура страхования у граждан. Мы вводим новые продукты. Расширяются возможности самой компании, которая сегодня является лидером в России, а своей целью ставит стать номером один не только в масштабах бывшего Советского Союза, но и Восточной Европы. Что это значит? Мы будем расти. Существенно. Этот рост напрямую будет зависеть прежде всего от тех людей, кто станут его обеспечивать, то есть от работников компании. Они должны быть мотивированы и заинтересованы", -- сказал Хачатуров.

Хачатуров не сказал, чьи акции будут проданы сотрудникам компании. Однако недвусмысленно намекнул, что это могут быть акции государства (в настоящее время доля государства составляет 25%+4 акции). "Полагаем, что наши действия отвечают современному курсу государства, и ждем от него понимания и встречных шагов", -- подчеркнул руководитель Группы компаний "Росгосстрах". Ранее глава совета директоров "Росгосстраха", руководитель департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин сообщал, что государство может существенно сократить долю участия в уставном капитале ОАО "Росгосстрах" в связи с тем, что страховщик не платит дивиденды.

О подобных опционных программах заявляло более 10 российских компаний, среди которых РАО ЕЭС, «Амтел», «Аптеки 36,6», «Росинтер», «Перекресток», Сбербанк и прочие. Однако сказать точно, кто эти программы осуществил, невозможно – поскольку компании об этом распространяться не любят. Пример такого опциона, проведенного акционером, – это АФК «Система». Евтушенков раздал по проценту своей компании пяти ключевым менеджерам по итогам пяти лет работы.

Но такой широкомасштабной раздачи акций (15%) до сих пор не встречалось, отмечают эксперты. Это беспрецедентный случай.

Для чего же акционеры продают своим сотрудникам акции? Причины две: мотивационная и имиджевая.

"Акционеры осознают, что рынок требует, чтобы опционы были, и это одно из требований для компаний, которые выходят на IPO. Их наличие сильно улучшает позиции компаний по оценкам в рейтингах", -- говорит Роман Иванов, партнер "Экопси консалтинг".

С другой стороны, сегодня для российского бизнеса огромная проблема – дефицит квалифицированных менеджеров. "Он был, есть и еще лет 20 в России будет. К сожалению, у нас качество образования и опыт набираемых впервые менеджеров невысоки. А требования к профессионализму идут вверх. Эти ножницы и определяют бешеный рост зарплат на рынке и сильные позиции менеджеров, которые уже работают. Поэтому акционеры реально находятся в сложной ситуации, нет выхода -- им нужно удерживать, потому что уйдут ребята -- и что делать? Напряженность между акционерами и менеджерскими командами с каждым годом в российской экономике растет. Еще недавно казавшиеся неразбиваемыми команды в настоящий момент кажутся расшатанными, и акционеры задумываются, что будет, если они завтра потеряют менеджеров", -- говорит Иванов. Особенно важно, чтобы сильная команда была в компании перед выходом на IPO. Это поднимает ее стоимость. Поэтому акционеры и предоставляют им опцион на выкуп акций. Да и для менеджеров хорошо – ведь после IPO акции компании будут стоить дороже – получается своего рода бонус для вновь появившихся акционеров. Хотя, говорит Иванов, акционеры предпочитают делиться акциями уже после IPO, когда их стоимость возрастет раза в три, а не раздавать их на халяву.

Но, говорит специалист, предоставление менеджерам акций – не самая сильная их мотивация. "Надо говорить о том, что смысл и сила этого инструмента сильно преувеличена. Это не панацея. Это один из инструментов, который работает вполне определенным образом как вполне определенный фактор мотивации человека. Это удерживает людей, нацеленных внутренне на долгосрочную упорную стабильную работу по достижению повешенной впереди морковки. Это хорошо действует на стайеров. Но таких менеджеров у нас пока мало, потому что у нас карьеры делаются быстрее при переходах, чем на росте внутри компании", -- рассуждает Иванов.

Чего же хочет добиться «Росгосстрах», продав акции 100 тысячам сотрудников, вообще непонятно. На IPO он вроде бы выходить не собирается, тогда каким повышением стоимости акций можно мотивировать сотрудников, удивляется директор департамента рейтингов финансовых институтов "Эксперт РА" Павел Самиев. Обычно такие опционные программы проводятся не для всех сотрудников, а лишь для 25--30 менеджеров, резонно замечает Иванов. "Хотя реально: финансовый директор, директор по инвестициям, директор по стратегии, генеральный директор – вот круг людей, которые могут повлиять на то, как компании будут выходить на IPO и какая цена будут получена в результате. Но за то, что будет происходить после этого, уже отвечает вся менеджерская команда. И за то, будут ли выполняться цифры, указанные в проспекте эмиссии, в течение трех лет (это внимательно смотрится при IPO) – за это отвечает вся менеджерская команда. Вот на этот период мотивировать есть некоторый смысл. Но не всех же сотрудников!" -- говорит Иванов. Если же компания не собирается на IPO, то тогда есть смысл наградить акциями просто лучших сотрудников, чтоб они чувствовали на себе заботу компании, а другие брали с них пример.

«В данном случае никакого мотивирующего эффекта не будет, поскольку акции продадут не лучшим менеджерам, а по крайней мере половине всех сотрудников (средний срок работы на одном месте 3--3,5 года). Это просто будет восприниматься как халява», -- считает Иванов.

"С точки зрения затрат дешевле и проще просто раздать людям деньги", -- говорит специалист.

По мнению Павла Самиева, лучше было бы привлечь стратегического инвестора в компанию, если она таким образом хочет активно развиваться. А развиваться ей есть куда. Не решен еще ряд управленческих задач в «Росгосстрахе». До 2001 года это была вообще разваленная компания, где филиалы не координировали работу между собой. Сейчас очевидный прогресс, но надо еще работать, говорит Самиев.

Напомним, что группа компаний "Росгосстрах" представляет собой вертикально интегрированный холдинг. Он состоит из ОАО "Росгосстрах", трех региональных, семи межрегиональных страховых компаний, ООО "РГС-Жизнь", основными видами деятельности которого являются страхование жизни, добровольное пенсионное страхование, страхование от несчастных случаев и болезней, а также ООО "РГС-Медицина", осуществляющего операции по обязательному медицинскому страхованию. В компании Группы входит порядка 3 000 агентств, страховых отделов и центров урегулирования убытков. В первом полугодии 2007 года, по данным компании, объем страховых премий ожидается на уровне 28,1 млрд рублей (включая 3,5 млрд рублей по ОМС). Прибыль Группы компаний превысит 1 млрд рублей.

По мнению Иванова, решение «Росгосстраха» можно объяснить не иначе, как социальным заказом.

Сбербанк таким образом раздавал акции своим сотрудникам, и это был социальный заказ государства. «Просто не хочется обсуждать вариант непрофессионального менеджмента», -- говорит специалист.