На одном крыле

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
16 июля 2007, 18:34

Несмотря на договоренность Франции и Германии упростить структуру управления EADS, Николя Саркози и Ангела Меркель так и не смогли прийти к принципиальному согласию относительно расширения списка стратегических акционеров европейского концерна. Это означает, что проблемы EADS в ближайшем будущем решить не удастся

В ходе встречи в Тулузе канцлера Германии Ангелы Меркель с президентом Франции Николя Саркози лидеры двух стран приняли официальное решение упразднить годами сложившуюся систему двоевластия в европейском аэрокосмическом концерне EADS, которому принадлежит одна из крупнейших самолетостроительных компаний мира -- консорциум Airbus. До сих пор по неписаным правилам вертикаль управления EADS была продублирована, начиная с первых лиц и заканчивая менеджерами низшего звена. Так, например, у концерна было два сопредседателя, два директора по продажам и даже два начальника PR-службы. Такая система в полной мере отражала структуру акционерного капитала главных участников EADS -- Франции и Германии, -- которым принадлежит по 22,5% акций концерна. В соответствии с уставом EADS только эти две страны имеют право голоса при выборах совета директоров европейского авиагиганта.

Но жесткое соблюдение паритетного принципа представительства в руководящих органах управления концерна привело к несогласованным действиям французского и немецкого руководителей, в результате чего EADS оказался в глубоком кризисе. Только в первом квартале нынешнего года убытки концерна составили 13,5 млн долларов. После этого, кстати, рейтинговое агентство Standart & Poor`s понизило на одну ступень кредитный рейтинг EADS. Основная причина таких убытков -- проблемы с выпуском нового пассажирского авиалайнера-супергиганта А-380. Эксперты уже подсчитали, что отставание от производственного графика обойдется компании потерей 6,3 млрд долларов.

Но это лишь полбеды. Руководство EADS уже не скрывает, что финансирование программы создания и выпуска нового дальнемагистрального лайнера Airbus А-350 столкнулось с определенными проблемами. Этот проект потребует от EADS инвестиций в размере не менее 10 млрд евро, но таких денег у концерна нет. Более того, в последние две недели у программы А-350 возникли и технические сложности. Так, руководство американской двигателестроительной корпорации General Electric официально заявило, что не собирается специально разрабатывать для этого самолета двигатель, конкурирующий с агрегатом, которым снабжается аналог А-350 -- Boeing 787 Dreamliner. А существующий двигатель производства GE для А-350, по заверениям представителей, Airbus не подходит. Обычно покупатели самолетов могут выбирать, какие двигатели устанавливать на лайнер. Но у заказчиков А-350 такой возможности не будет -- единственным поставщиком силовой установки для этого лайнера так и останется компания Rolls-Royce, что, несомненно, скажется на продажах А-350 на американском рынке. Заметим, что Boeing 787 Dreamliner комплектуется как двигателями General Electric так и Rolls-Royce. В результате на сегодняшний день Boeing получил на свой новый самолет 677 заказов, тогда как Airbus -- всего 154.

Понятно, что такая ситуация ни Ангелу Меркель, ни Николя Саркози не устраивала, и они попытались ее изменить. Так, европейские лидеры решили, что единственным и главным исполнительным директором EADS на ближайшие несколько лет станет француз Луи Галлуа, а бывший сопредседатель концерна от немецкой стороны Томас Эндерс единолично возглавит Airbus. При этом в будущем ротация немцев и французов должна сохраниться. По словам германского канцлера, это полностью отвечает интересам главных акционеров. Госпожа Меркель также выразила надежду, что компания теперь будет управляться на основе корпоративных, а не политических принципов.

Но несмотря на достигнутый компромисс, разногласия в отношении будущего EADS у лидеров Франции и Германии сохранились. Так, Николя Саркози прямо заявил, что хочет, чтобы EADS расширил число своих крупных акционеров. По его словам, "было бы неплохо включить новых партнеров, предпочтительно промышленных, чтобы финансировать запуск новых лайнеров, в частности самолета А-350, и таким образом преодолеть трудности". Это заявление прозвучало сразу после того, как банк ВТБ, консолидировавший в своих руках более 5% акций EADS, заявил о намерении избавиться от этого пакета, мотивируя свое решение тем, что Россию, несмотря на участие в промышленной кооперации по проекту А-350, так и не пустили в совет директоров концерна.

Мотив Саркози понятен -- он прагматичный лидер, любой ценой стремящийся спасти компанию и предотвратить массовые увольнения на заводах Airbus во Франции и Германии. Но против расширения числа стратегических акционеров EADS возражает г-жа Меркель. Еще в марте канцлер Германии открыто заявила, что "мы не должны иметь в EADS каких-либо других акционеров, так как этот концерн связан с чувствительной оборонной сферой". Это означает только одно -- несмотря на упрощение структуры управления концерном, проблемы EADS в ближайшем будущем решить не удастся.