-- Господин посол, 23-24 июля в Лиссабоне состоится межправительственная конференция стран ЕС по разработке проекта нового базового договора. На предыдущем саммите ЕС в июне Польша и Великобритания заняли достаточно жесткую позицию. Что следует ждать от встречи в Лиссабоне?
-- Реформаторский договор – один из крупнейших приоритетов португальского председательства. ЕС в настоящее время отдает себе отчет, что процветание государств, которые составляют союз, благополучие его граждан и эффективная внешняя политика Евросоюза зависит от реформы существующего договора. Португальскому председательству в ЕС был дан мандат – очень ясный и очень четкий. Мы получили его от Европейского совета, который состоялся в июне нынешнего года. Достаточно четко была сформулирована политическая воля, что прозвучало на саммите в июне, и эта политическая воля должна быть продемонстрирована всеми участниками межправительственной конференции.
Цель была поставлена четко: разработать договор, который изменит существующий. Это реформаторский документ, направленный на то, чтобы усилить демократическую эффективность расширившегося ЕС, а также соответствие ее внешней политике. Необходимо усовершенствовать взаимодействие между государствами--членами Евросоюза и институтами ЕС. И совершенно необходимо усовершенствовать деятельность самих институтов Евросоюза.
23 июля в Лиссабоне будет положено начало всего процесса межправительственной конференции. Перед нами стоит амбициозная цель, но мы и должны быть амбициозными. Португалия во время председательствования хочет добиться того, чтобы уже к октябрю располагать текстом этого реформаторского договора.
Все государства--члены ЕС отдают себе отчет в необходимости существования такого нового реформаторского договора, мы все работаем в этом направлении.
-- У Португалии будут довольно сложные собеседники. Какие предвидятся трудности?
-- ЕС – это союз, включающий 27 суверенных независимых государств. Это нации, которые прошли разный исторический путь, но ЕС в то же время – политический союз. Взаимодействие этих двух факторов приводит к тому, что никогда не бывает легко принять решение, особенно если речь идет о документе, который реформирует все существующие договоры.
Проблема не в Польше, не в каком-либо другом государстве, проблема в том, чтобы найти общую точку пересечения политической воли, взвешенное решение, которое удовлетворит каждого из 27 членов, равных между собой.
-- Недавно братья Качиньские заявили, что существует некая неофициальная «джентльменская договоренность», не записанная в мандате июньского саммита ЕС, которая даст возможность Польше блокировать решения большинства Евросоюза и после 2017 года, когда подсчет голосов будет вестись по формату «двойного большинства». Вы знакомы с содержанием этой негласной договоренности?
-- Жозе Сократеш, премьер-министр Португалии, председательствующей в ЕС, сказал, что речь идет в данном случае либо об ошибке, либо о недопонимании, которое, естественно, будет разрешено.
Сейчас на повестке дня мандат ЕС. 27 государств--членов ЕС будут совершенно свободно разговаривать друг с другом, будут излагать мнения совершенно свободно и спорить по своим позициям. ЕС -- союз свободных наций. Но в любом случае существует мандат, который фиксирует основные параметры переговорного процесса. На этом мы и должны сосредоточиться.
-- На 26 октября назначен саммит ЕС--Россия. Португалия говорит о том, что к этой дате ей удастся разблокировать начало переговоров по новому договору о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Евросоюзом. Как удастся это сделать?
-- Существующий договор о партнерстве и сотрудничестве ЕС и РФ действует десять лет. Его действие кончается 1 декабря 2007 года. Вместе с тем этот договор по воле сторон может быть продлен. Если на 1 декабря нового документа не будет, это не означает, что не будет юридической базы для сотрудничества. Но правда и то, что с конца 2006 года Россия и Евросоюз готовятся к переговорам по этой теме.
Министр иностранных дел Португалии в ходе визита в Россию в марте 2007 года заявил: хотелось бы, чтобы новый договор был соглашением о стратегическом партнерстве.
Да, существует некоторая сложность в получении ЕС мандата на начало переговоров. Португальское председательство будет продолжать усилия предыдущих председательств, чтобы добиться получения этого мандата.
Тем не менее отмечу: интенсивный и глубокий диалог между ЕС и РФ постоянно продолжается. Мы определили четыре общих пространства и дорожные карты по этим пространствам. У нас идет 12 структурных диалогов, все они работают в полную силу. Но взаимодействие было бы лучше, если бы начались переговоры по новому договору о сотрудничестве.
-- Но начало переговоров блокирует Польша из-за «мясного конфликта» между Москвой и Варшавой. ЕС в этой ситуации выступал на стороне Польши. Однако на июньском саммите, когда Варшава заняла жесткую позицию по европейскому договору, Евросоюз дал понять, что его поддержка может и не быть бесконечной. Европа действительно намерена ослабить поддержку Варшавы в «мясном конфликте»?
-- Реформаторский договор ЕС – одно дело, новый договор РФ-ЕС – другое. Между позицией Польши по европейскому договору и вето на начало переговоров ЕС-РФ нет связи. Одно дело -- договор ЕС: нам нужен новый реформаторский договор. Другое дело – новый договор с РФ. Позиции любого государства: Польши, Германии, Италии, Мальты, -- должны быть учтены. Я настаиваю на том, что ЕС – союз свободных равноправных наций.
-- Так как же Португалия мотивирует Польшу отменить вето?
-- Португалия приложит все свои усилия, чтобы разрешить узел по польскому мясу. Но заметьте, что мы ведем всеобъемлющий интенсивный диалог с Россией. 75% внешнеторгового оборота РФ приходится на ЕС, Европа – крупнейший инвестор в российскую экономику, у нас есть диалоги по инвестициям, энергетике, по стратегическим вопросам, в области юстиции и внутренних дел, мы заключили договор об облегчении визового режима. Президент Путин отметил стратегические горизонты, которые открывает этот договор по визам. Незнание друг друга – это то, что порождает между нами недоверие. Нам нужно усилить взаимное доверие.
Португальское председательство сделает все от него зависящее, чтобы добиться мандата на начало переговоров.
-- Кризис в Косове Португалия как председатель ЕС считает одной из важных проблем, которые нуждаются в разрешении. Как это возможно сделать?
-- Базы для решения косовской проблемы сейчас на повестке дня в СБ ООН. Марти Ахтисаари предложил план. РФ сомневается в том плане, я как дипломат полагаю, что через диалог мы можем прийти к взаимоприемлемому решению. Думаю, что прав господин Лавров, когда утверждает, что любое решение должно быть благоприятным для всех вовлеченных сторон. Но думаю, что мы должны медленно спешить. Мы должны обращаться с этим деликатным вопросом со всей осторожностью, но продвигаться быстро. Невозможно до бесконечности продолжать текущую ситуацию, потому что она может выйти из этой мирной фазы и создать напряжение.
-- Скажите, какой точки зрения придерживается ваша страна: Косово должно получить суверенитет или широкую автономию в составе Сербии?
-- Португалия, как и все члены ЕС, считает, что план Ахтисаари рационален. Но нам нужен очень осторожный подход. И мы должны медленно спешить. Переговорный процесс должен быть продуманным, но поступательным, должен привести к каким-либо результатам. Не может быть переговоров ради переговоров.
-- Вы считаете, что если не ограничить переговоры сербов и косоваров временными рамками, то процесс решения косовского вопроса зайдет в тупик?
-- Ставка в игре – международная безопасность. Именно поэтому вопрос находится в СБ ООН. Мы должны прийти к результатам, потому что ставка столь высока. Диалог необходим. Нам нужно размышлять и обмениваться мнениями, но к результатам мы обязательно должны прийти быстро.
-- Но ведь это вопрос территориальной целостности стран Европы, и не только Европы. Вы не опасаетесь прецедента?
-- Случай Косова – совершенно особый, уникальный.
-- Но есть Абхазия, Приднестровье…
-- Мы все -- члены международного сообщества, все имеют право на свое мнение. Тот, кто говорит, что косовский конфликт может создать прецедент для других стран, имеет основания так говорить. Но мы в ЕС считаем, что нет, не может.
Мы должны продолжать диалог, чтобы добиться эффективного решения косовского вопроса. Для дипломата слово «тупик» редко существует, так как следующая стадия – это «конфликт», то есть отрицание возможностей дипломатии. Я питаю надежду на то, что нам удастся, учитывая всю деликатность вопроса и мнения сторон, все же добиться эффективного и мирного разрешения косовского вопроса.
-- В Лиссабоне завершилось заседание «ближневосточного квартета». Что нужно для того, чтобы разрешить конфликт на Ближнем Востоке?
-- На плечи «квартета» в данный момент ложится огромная ответственность. Он взвесит обстановку, которая в последнее время резко осложнилась, и предложит план действий. Основное ядро вопроса заключается в отношениях Израиля и Палестины. Разумеется, другие направления -- сирийское, ливанское -- тоже должны обсуждаться.
-- Как полагает ваша страна, какие международные силы необходимо ввести в Палестину – европейские, арабские, под чьей эгидой?
-- Чтобы продвинуться в решении этой проблемы, отправными точками должны быть и отношения внутри самой Палестины, и отношения между Палестиной и Израилем. С моей точки зрения, диалектика такова: существует «квартет», в компетенцию которого входят рассмотрение вопросов, относящихся к региональной и международной безопасности. Существуют и внутрипалестинские отношения, существуют отношения между властями Израиля и Палестины. Нужно соединить эти два направления – а это задача «квартета». Его роль в данный момент – основополагающая.