Чеченцы и фашисты

Вера Холмогорова
14 августа 2007, 19:16

Движение по поврежденному участку Октябрьской железной дороги восстановлено. Около пяти вечера прошла первая электричка, однако основная часть составов по-прежнему идет по объездному пути. Продолжается расследование. Главная версия -- теракт; правоохранительные органы ищут «кавказский след» и русских фашистов.

В 15.00 было открыто техническое движение поездов по нечетному пути в Новгородской области, где сегодня ночью произошла авария скорого пассажирского поезда №166А «Невский экспресс». «Движение по нечетному пути открыто, однако пассажирские поезда пока будут продолжать следовать обходными маршрутами», — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе ОАО «Российские железные дороги». Как отметил президент РЖД Владимир Якунин, скорее всего, восстановить движение в нормальном объеме и пустить пассажирские поезда удастся через сутки после аварии, то есть ближе к ночи, а то и к завтрашнему утру.

Всего в настоящее время в связи с крушением «Hевского экспресса» задерживается 31 поезд, который должен проходить по поврежденному участку пути, среднее время задержки составляет пять часов, однако некоторые ждут свои поезда уже все 18. Как сообщает «Эхо Москвы», на Московском вокзале Петербурга обстановка относительно спокойная. В билетно-кассовом центре вокзала открыто несколько касс возврата билетов -- у них собралась очередь около 150 человек. Усилены и меры безопасности на вокзале: сотрудники милиции и ОМОНа проверяют большие сумки пассажиров, у входа стоят сотрудники охраны вокзала.

В больницах продолжают оставаться пострадавшие (их список опубликован на сайте МЧС России). Напомним, что в результате аварии были ранены 60 пассажиров, более 30 были госпитализированы в ближайшие больницы Малой Вишеры. В Дорожную больницу Октябрьской железной дороги в Петербурге на реанимобилях доставлены 16 пострадавших, находящихся в наиболее тяжелом состоянии. Два человека находятся в критическом, еще двое – в состоянии средней тяжести.

В основном у людей порезы и ушибы, возникшие при сходе вагонов. У двух наиболее тяжело пострадавших —травмы позвоночника, один человек с переломом бедра. У некоторых пострадавших — переломы ключицы, много резаных ран от стекла, 12-летняя девочка госпитализирована с сотрясением головного мозга. Еще один пострадавший — с переломом ребра. Больше всего пострадавших, как оказалось, было в вагоне-ресторане. Уже стало известно, что все пострадавшие вовремя получат страховое возмещение от компании "ЖАСО", страховщика ОАО РЖД, в размере до 12 тыс. рублей в зависимости от тяжести полученных травм.

Правоохранительные органы продолжают расследование, в настоящее время на месте происшествия работают оперативные и следственные работники Управления Генеральной прокуратуры в округе, Северо-Западной транспортной прокуратуры, прокуратуры Новгородской области совместно со следователями ФСБ по Новгородской области. Под свой личный контроль дело взял президент Владимир Путин. Как сообщает пресс-служба Кремля, «глава государства заслушал доклад Николая Патрушева об организации и ходе расследования теракта на железной дороге и поручил информировать его». Уже установлено место, где в момент взрыва находился преступник -- сейчас его тщательно изучают эксперты. Как сообщил заместител начальника департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД генерал-майор Георгий Фоменко, среди местных жителей проводится опрос, из которого уже выяснилось, что в прошедшие несколько дней здесь были замечены трое незнакомых людей. Вполне вероятно, они могли быть причастны к взрыву. Составляются их фотороботы.

Достаточно быстро специалисты выяснили, что самодельное взрывное устройство было заложено под путями, за 30 метров до небольшого железнодорожного моста через речку Черную. Взрыв произошел, когда состав приближался к мосту -- под второй секцией электровоза. Скорость экспресса в тот момент составляла примерно 180 км\ч, и тяжелый локомотив, миновав развороченные взрывом пути, по инерции протащил за собой 13 вагонов через 6-метровый мостик.

Как пишет «Фонтанка.Ru», пассажиры «Невского экспресса» рассказывали, что в какой-то момент состав начало трясти, после чего последовал хлопок. «Мы почувствовали резкое торможение, рвануло вперед, а дальше уже по гравию потащило. Пострадали, насколько я понял, очень сильно вагон-ресторан и шестой вагон», -- рассказал один из очевидцев в эфире Первого канала. Машинист поезда Алексей Федотов сразу после случившегося ясно сообщил всем пассажирам, что, кажется, «что-то взорвалось под локомотивом». «Самое интересное, что паники не было, -- заметил Федотов в интервью радиостанции "Свобода". -- Люди такие сознательные, что паники не было. Я подошел к мальчику, говорю: "Как ты себя чувствуешь?" Он говорит: "Хорошо". Я говорю: "Страшно было?" Он говорит: "Нет, я уже большой". Я понял, что все хорошо. Шок у меня уже потом был, я думал, "только бы людей спасти", "только бы людей"».

По официальным данным, приведенным начальником Управления Генеральной прокуратуры в СЗФО Сергеем Бедниченко, мощность взрыва составила 2 кг в тротиловом эквиваленте. Установлено, какое именно взрывчатое вещество использовали террористы, однако в интересах следствия эта информация пока не разглашается. Также уже известно, каким образом бомба приводилась в действие. Электрические провода -- так называемая "лапша" -- обнаружены неподалеку от места. Взрывотехники предположили, что, скорее всего, бомба, пустившая «Невский экспресс» под откос, была радиоуправляемой и «взрыватель» сидел в ближайшем овраге. По всей видимости, террористы рассчитывали на то, что после подрыва поезд рухнет с путепровода и это повлечет за собой максимальные последствия.

Сегодня утром Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Терроризм», другие версии (в том числе техногенная катастрофа) если и присутствовали, то всерьез следствием не рассматривались. Теперь милиционеры и чекисты гадают, кто же мог стоять за подрывом поезда. Вспомнили уже и о «кавказском следе» -- предыдущие подрывы железнодорожных путей имели место именно на юге России. Правда, причастность к взрыву «чеченских террористов», по словам самих сыщиков, не является основной версией. Еще одна – индивидуальный террор, возможно, направленный лично против кого-то из пассажиров. Или даже – русские фашисты, праворадикальные экстремисты, желающие нарушить общественный покой и, возможно, спровоцировать очередную вспышку ненависти к кавказцам.

А буквально недавно глава Следственного комитета, нового "суперсилового" ведомства при Генпрокуратуре, Александр Бастрыкин заявил, что в деле появился первый подозреваемый. Впрочем, больше никаких подробностей он не сообщил.

Депутаты Госдумы уже связали теракт с накалом обстановки в Ингушетии. Так, экс-директор ФСБ, председатель Комитета Госдумы по делам ветеранов Николай Ковалев не исключил, что взрыв на железной дороге призван отвлечь внимание от ситуации в республике. А его парламентский коллега, вице-спикер Госдумы Владимир Пехтин, напомнил, что «война с террористами еще не окончена» и новый теракт – яркий тому пример. «Большой контингент федеральных сил введен в Ингушетию, готовится спецоперация. Возможно, есть взаимосвязь с этим событием, в том смысле, что "если вы нас будете прессовать, то возможны ответные шаги на территории России"», — изложил РИА «Новости» зампред Комитета по безопасности Геннадий Гудков возможную логику террористов.

О необходимости помнить про то, что не все террористы еще пойманы и есть еще преступники, желающие нарушить мир в России, напомнил и директор ФСБ Николай Патрушев. Впрочем, некоторые наблюдатели уже замечают, что, кажется, ситуация в августе 2007-го как-то слишком напоминает осень 1999-го, и эти теракты, и этот накал обстановки на Кавказе. Быть может, совсем скоро мы узнаем имя преемника?