Кандидат от умеренных исламистов Абдулла Гюль собрал голоса 341 парламентария – этому не стоит удивляться: победившая в ходе внеочередных парламентских выборов Партия справедливости и развития Реджепа Тайипа Эрдогана, действующего премьера, имеет в меджлисе 341 голос из 550. Второе место занял Сабахаттин Чакмакоглу, кандидат в президенты от ультраправой Партии националистического движения Девлета Бахчели. Он набрал 70 голосов. Напомним, в парламенте эта партия имеет 70 мандатов. Тайфун Ичли, кандидат от Социал-демократической партии, набрал 13 голосов. Ровно столько в меджлисе представителей этой партии. Один бюллетень был признан недействительным, 23 депутата от курдов воздержались при голосовании. Как известно, наиболее многочисленная оппозиционная Народно-республиканская партия Дениза Байкала, имеющая 90 депутатских кресел, вышла из игры, отказавшись участвовать в голосовании. Но сорвать голосование ей не удалось -- первый тур признан состоявшимся. В здание парламента для голосования явились 448 депутатов.
Напомним, весной нынешнего года эта партия не признала апрельские президентские выборы и опротестовала их результаты в Конституционном суде. Голосование было признано недействительным. Это привело к политическому кризису. К тому же армия выступила против Гюля, заявив о неприемлемости президента-исламиста для светской страны. По стране прокатилась волна антиисламистских митингов. Бывший министр иностранных дел снял свою кандидатуру. Парламент, оказавшийся неспособным избрать президента, был распущен, и 22 июля прошли внеочередные выборы. Сокрушительную победу одержала Партия справедливости и развития Эрдогана, что дало ей возможность снова выдвинуть Абдуллу Гюля на пост президента.
Теперь меджлису предстоит завершить начатое: второй тур голосования состоится в ближайшую пятницу 24 августа, в этот день Гюль тоже, скорее всего, не наберет требуемых 367 голосов. Зато в ходе третьего тура – 28 августа – победа ему обеспечена. Согласно основному закону страны, ему требуется простое большинство -- 267 голосов. Учитывая, что у ПСР 341 голос, победа в третьем туре обеспечена.
Отметим, перед первым туром бывший глава МИДа Турции провел большую работу: он заручился поддержкой деловых кругов и ряда профсоюзов, заверив их в приверженности идеалам светского государства. «Бизнесмены и рабочие за Гюля, против – военные и политические партии», -- сообщил «Эксперту Online» источник в Анкаре. Армия, которая минувшей весной в ходе выборов президента не дала Гюлю занять кресло Ататюрка, накануне нынешнего голосования подтвердила прежнюю позицию. Начальник Генштаба генерал Яшар Бююканыт заявил, что не «станет высказываться по этому вопросу». «Нами все уже было сказано. Президент не на словах, а на деле должен быть предан светским идеалам», -- сказал он.
Наблюдатели полагают, что победа бывшего главы МИДа Турции в третьем туре может вызвать волну возмущения в армии. Новейшая история этой страны знала примеры решающего влияния военных на политические события: они сменили последние четыре правительства. Между тем турецкий аналитик «Эксперта Online» уверен в том, что на сей раз армия выступать не будет: «Армия не скажет ничего, потому что Партия справедливости и развития, чьим представителем является Гюль, на всенародных парламентских выборах получила поддержку 46% населения. У нас демократическая страна».
По словам источника, единственный минус Гюля – это то, что его супруга носит чаршаф (турецкий хиджаб) -- свидетельство ее глубокой приверженности исламу. В остальном «Гюль приемлем для Турции, он хочет вступления страны в ЕС, более того, его персоналия устраивает Европу», отметил наблюдатель.
Турецкая пресса пишет, что армия ждет, в каком наряде явится госпожа Гюль на празднование Национального дня турецкой армии 30 августа – в мусульманских одеждах или нет. И явится ли вообще. Не исключено, что Гюль придет один, без супруги, чтобы не раздражать военных. Но возможен ли праздник без первой леди? Лояльность армии во многом зависит от того, как пройдет празднование – с мотивами ислама или без.
Итак, можно ожидать, что уже 28 августа Абдулла Гюль принесет присягу, вступит в президентскую резиденцию Чанкая Кёшкю в Анкаре, а 29 августа утвердит состав нового правительства Эрдогана, того самого, что на днях было отвергнуто нынешним президентом Ахметом Неджетом Сезером. Сезер не стерпел того, что все кресла в кабинете министров Эрдоган отдал своим соратникам по партии. Но Гюль, разумеется, одобрит этот состав. И позже новое правительство получит одобрение меджлиса.
Фаворит президентских выборов не скрывает, что хочет ограничить продажу алкогольных напитков, ужесточить наказание за супружескую измену и снять запрет на ношение женщинами чаршафа в стране. Но отрицает, что отстаивает исламские ценности в политике. Критики опасаются, что он в скором времени и вовсе постарается ликвидировать грань между государством и религией, воздвигнутую Ататюрком, вытянувшим страну из радикального ислама.
Победа Гюля не нравится оппонентам еще и тем, что все три ключевых поста в стране – президентский, премьерский и спикерский – будут принадлежать ПСР, партии умеренных исламистов.
Вместе с тем, отмечает источник «Эксперта Online» в турецких бизнес-кругах, у страны, по сути, нет выбора: умеренный исламист Гюль или ультранационалист Чакмакоглу. Исламизм лучше национализма. А третьего этой солнечной гостеприимной стране пока что не дано.