Доходный букварь

Анастасия Малахова
22 августа 2007, 19:36

Учебники, которые появятся в школах в 2008-2009 учебном году, пройдут тщательный отбор экспертов Российской академии наук и Российской академии образования. Предстоящий учебный год пока этим похвастаться не может. Сами учителя оценивают учебники по-разному. Большинство нововведению рады – по их оценке, строгая проверка учебникам не помешает. Некоторые педагоги учебники и вовсе не используют. Пока же идут разговоры о качестве учебного продукта, многие делают на этом деньги.

С 2008/2009 учебного года в федеральном перечне останутся только учебники, прошедшие строгий отбор экспертных организаций – РАН и РАО. Об этом было сегодня объявлено на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. Сейчас в федеральном перечне учебников значится внушительная цифра в 1 300 штук. Наибольшее количество -- по иностранному языку, математике и русскому языку. По словам директора департамента государственной политики и нормативно-правового обеспечения в сфере образования и науки Минобрнауки РФ Исаака Калины, насильственно сокращать перечень нельзя, «должна быть вариативность».

Сегодня учебники тотальным качеством похвастаться не могут. Так как федеральный перечень на 2007 учебный год был опубликован год назад, то часть учебников попала в него на основании старых правил, сообщила начальник отдела федеральных перечней учебной литературы Минобрнауки Светлана Тетерина. Зато в 2008/2009 учебном году будет совсем другая история.

По словам ученого секретаря экспертной комиссии РАН Сергея Сидоренко, сейчас в академии содержание школьных учебников оценивают более 200 экспертов. В 2006 году одобрение ученых получили только 20% учебников, а некоторые дорабатывались по три раза. «Но могу сказать, что качество учебников стало лучше, раньше попадались такие макеты, где даже запятые не были проставлены», -- отметил Сидоренко.

Эксперты РАН отмечают, что больше всего ошибок в учебниках по математике, русскому языку и физике. Ошибки бывают методологические, логические и, безусловно, орфографические. По данным комиссии РАН по анализу и экспертизе учебной литературы, в одном из учебников математики были обнаружены 54 ошибки.

Как рассказал «Эксперту Online» председатель комитета Мосгордумы по науке и образованию Евгений Бунимович, проблема учебника, как и проблема ЕГЭ, несколько преувеличена на фоне других школьных проблем. «Думать, что все зависит только от учебника, неправильно», -- говорит специалист. По его словам, в наш век информатизации современные школьники и учителя берут информацию не только из учебных пособий. Действительно, сложные времена у школьных учебников были в 90-е годы, когда учебники издавали все кому не лень. Однако сейчас, по словам депутата, ситуация нормализовалась.

Другое дело, что сегодня существует проблема подхода к созданию учебного продукта. «Сегодня речь идет не об учебнике, а об учебном комплекте. Например, обязательно нужно требовать вертикальную линию изданий, то есть чтобы учебники по какому-то предмету были выдержаны в одном методическом ключе и для пятого класса, и для десятого. Чтобы школьнику было легче и не надо было перестраиваться. Должна быть качественная полиграфия. Нужно установить очень высокие требования, тогда останутся самые качественные издательства», -- уверен Евгений Бунимович. Сейчас, по оценке депутата, крупных издательств около десяти, в том числе издательство «Просвещение», которое было монополистом в советские годы. Мелких же -- сотни. «Это и неудивительно – это выгодно, надежно, ежегодно», -- отмечает Бунимович.

По словам Калины, за три года с начала первой научной экспертизы учебника число издательств сократилось на треть из-за высоких требований экспертного совета. Кроме того, с 1 сентября вступают в силу поправки в федеральный закон, ужесточающие требования к издательствам, которые занимаются выпуском учебников для федерального перечня.

Однако пока именно факт надежности и ежегодности развил на рынке школьных учебников существенную коррупцию. Многие хотят получить госзаказ на выпуск учебников. По словам председателя Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, как и в любом госзаказе, где присутствует система тендеров, в производстве школьных учебников также есть система откатов. По оценке специалиста, суммы доходят до 40% от стоимости самого заказа. «Если выразить в абсолютных показателях, то это десятки миллионов долларов», -- уточняет Кабанов. Причем коррупция присутствует как на рынке содержания учебников, так и на издательском рынке. «Есть контрафактные учебники. Они установленного образца, но плохого качества. Например, изданы на плохой бумаге», -- приводит Кабанов еще один способ заработка.

Есть еще тонкий механизм, добавляет Бунимович. В основном он существует в регионах. «Например, наступает 1 сентября, а учебники в школы не завезли. 5 сентября, а учебников по-прежнему нет, и все бегут и покупают их самостоятельно. Через некоторое время учебники приходят. Таким образом, получается удвоение выручки для издательства», -- рассказывает специалист.

Тот факт, что учебники отныне будут проходить экспертизу РАН и РАО, безусловно, пойдет на пользу ситуации на рынке школьных учебников. Однако до конца проблему не решит, уверены специалисты. «Экспертиза – это хорошо. Трудно заставить РАН пропускать некачественный продукт. Все-таки авторитет стоит дорого», -- говорит Бунимович. По словам Кабанова, это незначительно уменьшит проблему: «Надо сделать так, чтобы тендеры проводились более прозрачно».

Среди наиболее проблемных образовательных сфер Бунимович выделяет гуманитарные науки. В первую очередь это литература, история. «Нет единой концепции учебников. Например, по литературе добавили новых авторов, а старых многих оставили. А единой линии по-прежнему нет», -- отмечает депутат.

У самих школьных учителей мнения относительно учебников существуют самые разные – от их тотальной цензуры до полного отрицания их необходимости. Как рассказал «Эксперту Online» учитель литературы гимназии №1567 Лев Соболев, особых проблем с учебниками он не испытывает. «Что касается русского языка, то я использую типовой учебник, он вполне годится. Единственное, что в нем поменялось с советских времен, – это примеры. Раньше они были из Островского, теперь – из Булгакова», -- рассказывает педагог. А вот на уроках литературы ценность и необходимость учебника и вовсе ставится под сомнение: «Там основная единица изучения – это текст. Поэтому мы учебниками вообще не пользуемся».

В математике ситуация другая. Там без учебника не обойтись при всем желании. Как рассказал «Эксперту Online» учитель математики школы №171, к.м.н. Валерий Беляев, запретить в первую очередь не мешало бы некоторые решебники: «Многие из них абсолютно бесполезны. К тому же в них очень много ошибок». Самый лучший учебник математики сегодня, по словам педагога, это учебник Никольского: «Он университетский, современный, 2000-х годов. Он есть с 5-го по 11-й класс». Вообще же, по словам математика, все учебники должны проходить строгое лицензирование.

А некоторые педагоги наличие ошибок даже приветствуют. «Ошибок в учебниках не так много, но если они есть, то это хорошо: можно дать классу задание на "пятерку" найти ошибку в учебнике. Отличная мотивация», -- уверен еще один педагог-математик.