Колонии наступают на империю

Александр Кокшаров
27 августа 2007, 19:27

Индийская компания Tata Group объявила об интересе к приобретению Jaguar и Land Rover, британских подразделений компании Ford. Китайская Nanjing Automobile приобрела британский MG Rover еще в 2005 году и теперь перевела производство в Китай.

Индийский конгломерат Tata Group, чья дочерняя компания Tata Motors является крупнейшим производителем автобусов и грузовых автомобилей, объявила об интересе к приобретению знаменитых британских автопроизводителей Land Rover и Jaguar,входящих сейчас в американский концерн Ford Motor. «Мы определенно заинтересованы в этом», -- заявил глава Tata Group Ратан Тата в интервью индийскому каналу CNN-IBN. Ранее Tata Motors отказывалась комментировать сообщения о ее интересе к британским автомобильным брендам. По словам Ратана Тата, приобретение производителей дорогих автомобилей позволит Tata Motors, третьему крупнейшему производителю автомобилей в Индии, сократить свою зависимость от местного рынка и создаст глобальное присутствие.

Tata Motors была основана в 1960 году и на рубеже 70-х и 80-х являлась крупнейшим производителем автомобилей в Индии. Среди всех компаний автомобильного сектора она является крупнейшей по обороту (благодаря производству автобусов и автомобилей). В последний финансовый год выручка компании составила 7,2 млрд долларов, на ее предприятиях в трех штатах Индии трудятся 22 тысячи человек.

Вице-президент Ford Льюис Бут заявил, что американская компания не собирается объявлять о сделке по продаже Jaguar и Land Rover до октября. Ford еще в июле получил несколько предложений о покупке этих подразделений и сейчас находится в стадии переговоров с потенциальными покупателями. Однако Льюис заявил, что Ford собирается завершить сделку о продаже уже в конце нынешнего или, самое позднее, в начале следующего года. Ford Motor приобрел Jaguar за 2,5 млрд долларов в 1989 году, а Land Rover -- за 2,7 млрд долларов в 2000 году. Американская компания получила несколько оферт от компаний прямых частных инвестиций (private equity), включая TPG Inc., Cerberus Capital Management, Ripplewood Holdings и One Equity Partners. Кроме того, среди потенциальных покупателей оказались два индийских производителя автомобилей – Mahindra & Mahindra и теперь вот Tata Motors.

Причина продажи британских подразделений – их финансовые проблемы. В 2006 году Jaguar закончил с убытками в 519,7 млн долларов, а Land Rover заработал всего 100 млн долларов прибыли. Суммарные убытки двух подразделений, по сообщению Financial Times, составили 321 млн долларов. Для Ford, которая испытывает проблемы на американском рынке, сохранять убыточные британские подразделения не имеет никакого смысла.

Однако начавшийся кризис ликвидности на мировых финансовых рынках поставил сделку по продаже британских подразделений Ford под вопрос. Так, президент компании Алан Малалли заявил, что состояние фондовых рынков «создает серьезный вопрос» по поводу параметров продажи Jaguar и Land Rover. «Проблема заключается в том, что компаниям private equity сейчас гораздо сложнее найти средства на покупку чего-либо. Поэтому более вероятной может стать сделка продажи Jaguar и Land Rover, минуя компании финансового сектора, напрямую другой компании по выпуску автомобилей. Для Ford то, что сразу несколько автомобильных компаний интересуются британскими брендами, -- это очень хорошие новости», -- рассказал «Эксперту Online» Найджел Гриффитс, эксперт лондонского центра Global Insight.

Интерес со стороны индийских производителей объясняется бумом на автомобильном рынке Индии. Хотя экономика страны растет в среднем на 8% в год, продажи автомобилей растут на 16% ежегодно.

Однако не все в Британии оказались рады новостям о возможной продаже британских компаний индийцам. Так, профсоюзы и персонал Jaguar и Land Rover опасаются, что их предприятия постигнет судьба другого британского производителя автомобилей – MG Rover. Эта компания в 2005 году была продана китайской Nanjing Automobile Corporation. После продажи китайские владельцы закрыли британский завод (объявив его предварительно банкротом) и ликвидировали 6 тысяч рабочих мест. Однако модели MG Rover не исчезли – их производство было переведено в Нанкин, на заводы Nanjing Automobile Corporation. В конце августа 2007 года первые китайские автомобили, собранные в Нанкине под маркой MG Rover, были направлены дилерам в Китае. Стоимость машин, в зависимости от комплектации, составляет от 23 до 40 тысяч долларов. В будущем китайские автомобили под британским брендом будут поставляться в Европу и Северную Америку.