Миллион первоклашек

1 сентября в России, по данным Рособразования, за парты сядут 1 млн 203 тыс. первоклассников. Завтра для них начнется совсем другая жизнь. Много проблем обрушится на головы будущих школьников.

Например, Геннадий Онищенко уже сейчас переживает за их питание и чрезмерные информационные нагрузки. Академики РАН волнуются за качество учебников, по которым им придется учиться. Напомним, кстати, что нынешние школьники будут учиться на год больше -  именно с этого года начинается обязательное одиннадцатилетнее школьное образование.

«Эксперт Online» попросил известных людей поразмышлять о современных школьниках и о тех временах, когда они сами учились в школе. Как выяснилось, школьник он и в Африке школьник.

 pic_text1

Член КПРФ, бывший депутат Госдумы Василий Шандыбин:

- Вы знаете, когда я был школьником, не было ни компьютеров, ни ТВ у нас в деревне, ничего не было! Да что там в деревне -  и в городах не было! Да и радио не было… Трудное было время, послевоенное, но мы все учились хорошо! Нам задавали и Пушкина очень много, и Некрасова. Полнота знаний и усидчивость были больше, чем сейчас. Вот у меня внук учится в школе. Им не задают теперь таких длинных стихотворений, как нам. Как "Бородино", например. Теперь от силы восемь-десять строк. У нас было чистописание, у них – нет. Поэтому у многих детей плохой почерк. Но вот кругозор у современных детей больше – они ведь имеют доступ к компьютеру, ТВ.

Вот, например, в Китае всем, кто не прочитал книжку «Как закалялась сталь», не выдают аттестат. У нас надо ввести то же самое! Не прочитал – не получишь аттестат! Вот вы, например, разве возражаете?

 pic_text2

Детский писатель Григорий Остер:

- У современных школьников гораздо больше соблазнов. Я в своем детстве мог разве что почитать книжку или повалять дурака во дворе. А теперь есть фильмы, компьютерные игры и так далее. В такой ситуации учиться чрезвычайно тяжело. К тому же современный школьник лучше приспособлен к жизни.

В остальных моментах особых отличий нет. По-прежнему в школе преподается девяносто процентов материала, который школьникам вряд ли в жизни пригодится. Что касается самих знаний, то я бы не сказал, что образовательный уровень упал. Всегда есть те, кто хочет учиться и кто не хочет. Как будто мы хотели учиться!

Есть отличие в подходе. В советской школе ломали человека. Сначала октябренок, потом пионер, потом комсомолец. Думать надо одно, говорить  - другое. У школы стояла задача выпустить верноподданного. Даже математика на это работала – ведь задачи были посчитать, сколько урожая собрали совхозы. Сейчас этого, слава богу, нет.

Вот что и правда ужасно, так это зарплата учителей! Если раньше зарплата учителя не особо отличалась от других профессий и это позволяло работать в школе замечательным педагогам, то теперь все наоборот.  При разнице зарплат банкира и учителя происходит огромная утечка педагогов.  Вот это самая главная беда школьников!

 pic_text3

Глава ЦИК партии «Единая Россия» Андрей Воробьев:

- Я смотрю на современных школьников со смешанным чувством радости, гордости и беспокойства – в конце концов, я сам отец. Радости, потому что им повезло. Они живут в интересное время: страна на подъеме, и есть все возможности, чтобы творить, мечтать, реализовать себя. Гордости, потому что они способны переварить больше информации, мыслят быстрее, им хватает энергии, чтобы поддерживать этот темп. Беспокойства, потому что они другие. Раньше взрослеют, раньше приобретают вредные привычки. Мне кажется, важно сегодня привить ребятам самобытность, вложить в них загадочную русскую душу, которую мы переняли от наших родителей. И через это сохранить самое главное – связь поколений, культурный код.

 

 pic_text4

Один из лидеров «Другой России» писатель Эдуард Лимонов:

- Нынешние школьники ничем абсолютно не отличаются от школьников моего поколения, кроме того, что у них есть доступ к интернету и другим средствам быстрого познания мира. Молодые люди видят жизнь как загадку, стремятся исследовать ее и познавать со всей молодой энергией. Не делись никуда и героические личности. Я не разделяю мнение, что мы потеряли генофонд в результате тех катастроф, которые не протяжении веков происходили в России. Генофонд никуда не делся. И с тем, что школьники стали «какими-то плохими», я категорически не согласен.

 

 pic_text5

Народный артист России Владимир Винокур:

- Современные школьники более информированны, чем были мы. Они выросли в век компьютера. Я им завидую в этом смысле. Вот сейчас сижу перед интернетом и понимаю, как этого нам не хватало! Вообще сейчас другая жизнь, другой уровень. Сегодня нет той бедности и того дефицита, какой был, когда мы учились в школе.  Вообще я скучаю по тем временам. Когда всего много – уже ничего не ценишь. Вот этим, наверное, страдают современные дети. Им не с чем сравнивать – у них все есть. Знания у наших детей, я уверен, хорошие. Думаю, гораздо лучше, чем у европейских детей. Когда они приезжают учиться во Францию или Германию, они там на хорошем счету. Вот зарплату бы учителям платили побольше!

 pic_text6

Балерина, заслуженная артистка России Анастасия Волочкова:

- Нынешние школьники, с одной стороны, более продвинутые по сравнению с нами – они моментально схватывают информацию, у них гораздо больше кругозор и больше возможностей. С другой стороны, падает уровень культуры, дисциплины, поведения. Мне очень повезло, я училась в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой  - еще в мое время ученики академии по навыкам, дисциплине, уровню общения были намного выше учеников общеобразовательных школ. Сейчас низкий уровень культуры детей проявляется в бедном словарном запасе, в неумении нормально общаться между собой и со взрослыми. Не лучшим образом влияет на школьников тот уровень культуры, который идет от СМИ. Поэтому я за продвижение высокого искусства в массы!

 

 pic_text7

Секретарь президиума центрального совета «Справедливой России» Александр Бабаков:

- Нынешние школьники живут в другом обществе, в другой стране. Однако важно, что 1 сентября – по-прежнему праздник, День знаний, и очень бы хотелось, чтобы нынешнее поколение школьников, когда вырастет, продолжало его праздновать. День знаний – очень важный праздник, и нужно сохранять традиции образования, уважать и помнить своих учителей. Очень хорошо, что несмотря на то, что меняется страна, меняется общество, уважение к знаниям остается. Важно сохранять эти традиции.