Новый глава – старые заботы

Москва, 09.08.2007
Новым губернатором Сахалинской области стал Александр Хорошавин, бывший мэр нефтедобывающего города Оха. Областная Дума сегодня практически единогласно проголосовала за кандидатуру Хорошавина, которую накануне выдвинул президент страны. Сразу после этого вступивший в должность губернатор проводил дальневосточного полпреда Камиля Исхакова в аэропорт и срочно отбыл в Невельск, страдающий от последствий мощного землетрясения.

Хорошавин был краток на комментарии: «Свалился груз экстренных проблем, времени для раскачки нет». Действительно, вопросов о первых шагах нового губернатора здесь не возникает: нужно срочно обеспечить жильем 2 885 жителей Невельска. Причем количество пострадавших и обескровленных людей постоянно изменяется в сторону увеличения, поскольку повторные толчки разрушают уже поврежденные здания. Так, многие здания, которые ранее казались неповрежденными, постепенно начинают разрушаться. Согласно официальным цифрам, на сегодня восстановлению не подлежат уже 85 домов.

Обеспечение жильем пострадавших – задача исключительно сложная из-за ограниченных средств областного бюджета и отсутствия эффективно работающего механизма возмещения ущерба. Даже полпред Исхаков избегает делать гарантирующие заявления: «За потерянные квартиры вам могут дать сертификат, по которому можно приобретать жилье в разных местах. Если сертификат здесь дан, то можно будет купить такую же квартиру». По словам министра регионального развития России Владимира Яковлева, для обеспечения жильем пострадавших от землетрясения нужно построить 64 тыс. кв. м жилой площади. Для этого уже выделяются участок на 27 тыс. кв. м в Невельске и площадка в 50 га для индивидуального жилищного строительства в Южно-Сахалинске. По словам Яковлева, при выполнении плана всех работ, последствия землетрясения в Невельске будут ликвидированы к 2009 году. Общая сумма затрат на все эти работы составит около 5 млрд рублей, причем 2 млрд рублей Невельск может получить уже в этом году в качестве федеральной помощи.

Однако решение проблем Невельска – самая острая на сегодня, но все-таки не единственная задача в числе тех, которые придется решать Александру Хорошавину. Тем более что Сахалину не привыкать к разрушительным природным катастрофам. Так что в будущем проблемы, аналогичные тем, с которыми пришлось столкнуться теперь уже бывшему руководителю острова Ивану Малахову при землетрясении в Невельске, вряд ли обойдут стороной и нового губернатора.

Одна из наиболее острых задач, которые предстоит решать Хорошавину, – социально-экономическое развитие Курильских островов. Курилы обладают большим экономическим потенциалом: здесь сосредоточено 20% допустимого улова водных биоресурсов всего Дальнего Востока, в том числе 100% скумбрии и тунца, более 90% морского гребешка, трепанга и сайры, 72% осьминога, 70% морского окуня и 15% лосося. Но, как это часто бывает в России, даже при таких богатствах развитие островов оставляет желать много лучшего.

Проблемы Курил давно стали предметом пристального внимания федерального центра, который постоянно предпринимал попытки их решения. Так, предыдущая ФЦП «Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)» внесла серьезный вклад в развитие островной экономики, но вместе с тем была выполнена всего лишь на 26%. От нее осталось 11 незавершенных объектов, на завершение которых требуется 3,4 млрд рублей. Курилы до сих пор страдают от отсутствия энергетической самодостаточности островов, современных телекоммуникационных систем, низкой транспортной доступности и ужасающего качества жилого фонда (11 кв. м на человека). Здесь сильно изношены системы теплоснабжения и водозаборов.

Пока что ни одна из этих проблем решена не была, и приступ ведется только к развитию транспортной доступности островов. Этот вопрос обострился после закрытия в 2006 году аэропорта Менделеево на острове Кунашир, наиболее близком к Японии. Причина закрытия – полный износ инфраструктуры и разрушение взлетно-посадочной полосы. «Закрытие аэропорта, естественно, повлекло за собой увеличение количества рейсов грузопассажирского теплохода «Марина Цветаева» на острова Кунашир и Шикотан, поскольку единственным средством сообщения для них остался морской транспорт. Основную нагрузку по перевозке пассажиров на остров Итуруп взял на себя воздушный транспорт», -- говорил начальник департамента транспорта Сахалинской области Владимир Дегтярев. В результате резко увеличилась пассажирская нагрузка на теплоходные рейсы, что вызвало сокращение количества контейнерных грузов, перевозимых на Курилы. Транспортники Сахалина заговорили о кризисе в перевозках, который может привести к заполнению контейнерами назначением на Курильские острова в Корсаковском порту Сахалина. В январе 2007 года после спешной реконструкции аэропорт был снова открыт для приема рейсов Ан-24.

С открытием навигации на Кунашир завезли новые аэродромные плиты, которыми будет проведена реконструкция аэропорта. «Она предусматривает замену плит на взлетном поле, реконструкцию здания аэровокзала, строительство топливохранилища», -- заявил первый заместитель главы администрации Южно-Курильского района Тигран Авенян. В ФЦП по развитию Курильских островов было включено строительство на Итурупе международного аэропорта стоимостью 1,2 млрд рублей. Он заменит аэродром Буревестник, который разместился на месте старого японского аэродрома и используется совместно гражданской и военной авиацией. Объект известен тем, что на нем в 1944-1945 годах базировались эскадрильи камикадзе, которые прикрывали Японские острова с северо-восточного направления. Аэродром был хорош для камикадзе, но из-за расположения на восточном берегу острова, где часты туманы и плохая погода, малопригоден для гражданской авиации. Потому новый аэропорт будет строиться на западном берегу острова. Итуруп станет основным аэропортом Курил, считает руководитель Федерального агентства воздушного транспорта Александр Юрчик.

В целом же, как заявил вчера в Южно-Сахалинске глава Минэкономразвития Герман Греф, опережающее строительство инфраструктуры на Курильских островах станет в ближайшее время главным приоритетом в ФЦП. «Нужно коренным образом менять подход в создании инфраструктуры. Нельзя каждый год просто латать дыры», -- заявил министр. При этом Греф признал, что в предыдущие годы программа по развитию Курил не реализовывалась в полной мере. «Главная причина этого заключалась в том, что вся инфраструктура для строительных работ и компании на Курилах не были готовы переварить выделяемые инвестиции, в первую очередь федеральные», -- пояснил он.

По словам Грефа, в текущем году из федерального бюджета на модернизацию инфраструктуры Курильских островов будет выделено 2,5 млрд рублей, а в 2008 году – уже 2,7 млрд рублей. В дальнейшем до 2012 года федеральное финансирование будет расти темпами 10-15% в год. При этом окончательное завершение всех работ по модернизации инфраструктуры Курильских островов, в том числе по модернизации двух аэропортов, намечено к 2012 году.

Идет развитие портовой инфраструктуры острова. В бухте Китовой острова Итуруп ведется углубление акватории и строительство порта с семью причалами, который будет сдан в 2009 году. В этом отношении администрация острова идет вслед за славными традициями, поскольку именно на Итурупе была база японского военно-морского флота, из которой 26 ноября вышло оперативное соединение «Кидо Будай», 7 декабря 1941 года разбомбившее американскую военно-морскую базу в Перл-Харборе.

К числу крупных проблем, которые будут составлять заботы нового сахалинского губернатора, относится и экология. На Сахалине строятся новые трубопроводы, порты, газоперерабатывающие заводы, развивается добыча нефти и газа на шельфе. Министерство природных ресурсов России в 2006 году заявило, что подрядчиками и субподрядчиками «Сахалин энерджи» при прокладке береговых трубопроводов были нарушены гидрологические режимы 529 рек и ручьев, выявлены факты сброса грунта в русла водных объектов и ненадлежащего выполнения противоэрозийных мероприятий. Следствием допущенных нарушений стало загрязнение водных объектов и ухудшение качества воды в них, изменение береговых линий и размыв берегов, заиление рек, обрушение деревьев в русла рек.

Есть претензии и к строительству нефтепроводов на селеопасных участках, а также к строительству береговых нефтяных терминалов. Здесь сохраняется опасность крупных разливов нефти. Подобный скандал уже случался на Сахалине, когда 8 сентября 2004 года в Холмске тайфун «Сонгда» выбросил на мель бельгийский танкер «Христофоро Коломбо», в результате чего произошел разлив 200 тонн мазута. Этот инцидент вызвал острое возмущение сахалинских экологов и показал практическую непригодность мероприятий борьбы с разливами нефти в проекте «Сахалин-2». Подобные инциденты случаются примерно с той же регулярностью, с какой на остров обрушиваются тайфуны.

В 2005 году был подписан договор между администрацией области и нефтяными компаниями по совместным действиям в борьбе с разливами нефти, согласно которому создано четыре пункта слежения за перевозкой нефти. Срок его действия истекает в 2009 году. Пока что не было крупных аварий, и потому о реальной их эффективности в условиях серьезных катастроф судить трудно.

Иными словами, забот у нового губернатора Сахалинской области много, и практически каждая из них, если ему особенно не повезет, может стать концом его политической карьеры. Точку в ней может поставить новое разрушительное землетрясение, мощное цунами, крушение танкера с нефтью или провал программы развития Курильских островов.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Сбить корону с вируса
      Нынешняя эпидемия коронавируса не первая и вряд ли последняя. Нам не удастся ее избежать, но уменьшить масштаб вполне по силам. Одно из решений — массовая установка систем воздухоочистки
    2. Идентификация «Сети»
      Террористы или невинные жертвы системы? За что семь молодых мужчин получили 86 лет тюрьмы
    3. Проблема Сбербанка решена
    Реклама