Прибыльная тарабарщина

Анастасия Малахова
10 сентября 2007, 19:40

В начале октября у московских учителей начнется расслоение коллектива. Причиной расслоения, как обычно, станет финансовый фактор. С 1 октября зарплата учителя иностранного языка вырастет ровно в два раза, в то время как зарплата всех остальных учителей — только на 33%. Мотивация такого беспрецедентного финансового неравенства весьма туманна. Тем временем директора школ находятся в панике, а в педагогических коллективах нарастает недовольство.

Как рассказала «Эксперту Online» учитель русского языка и литературы Наталия Смирнова, с 1 октября зарплата учителей иностранного языка поднимется в два раза. Зарплата остальных учителей также возрастет — однако только на 33%. «К тому же если класс не менее 25 человек, то его для изучения языка поделят на три подгруппы, то есть преподавать будет легче», — добавляет Смирнова.

«Такое на моей памяти впервые, чтобы зарплата учителей какого-то предмета была выше, чем у других. Всегда зарплата была одинаковой. Она могла быть больше за квалификацию, за полторы или две ставки, но за ставку и в одинаковом разряде тарифной сетки зарплата всегда была одинаковой», — добавляет завуч одной из московских школ.

По единодушному мнению педагогов, нововведение однозначно вызовет напряжение в учительских коллективах. «Безусловно, иностранному языку учить сложно. Считается, что определенное количество учеников вообще не способны усваивать иностранный язык. Однако же это не повод повышать зарплату только учителям иностранного. Учить русскому не менее сложно», — говорит Смирнова. Сами учителя иностранного довольны: по словам директора одной из московских школ, уже поступало много звонков от учителей иностранного языка с вопросом о трудоустройстве.  

По словам президента Всероссийского фонда образования Сергея Комкова, недавно уже был аналогичный эксперимент. «Подобная ситуация недавно произошла в коллективах врачей, где повысили зарплаты врачам-терапевтам, а врачам-специалистам не повысили. В результате возникло серьезное напряжение: только недавно все были равны, а теперь у одних больше, а у других — меньше».

К тому же инициатива может привести к обратному эффекту. «Начнется элементарное выживание учителей иностранных языков из школ. Когда в коллективе некомфортные условия, многие не выдерживают и уходят. Поэтому будет текучка кадров. В результате качество образования упадет», — говорит Комков.

В чем причина такого избирательного подхода? Как рассказала «Эксперту Online» Татьяна Потяева, зампред комиссии Мосгордумы по науке и образованию, изначальная мотивация была такова: в школах катастрофически не хватает квалифицированных учителей иностранного, а с помощью повышения зарплат их можно привлечь. «К тому же недавно вышло постановление правительства Москвы о совершенствовании языкового образования», — сообщила Потяева «Эксперту Online». Однако, по словам депутата, как раз качество подобное начинание вряд ли повысит. «Во-первых, большинство учителей в школе среднего или пожилого возраста — вряд ли от повышения зарплаты они будут применять усовершенствованные технологии. Во-вторых, уже сейчас начались негативные процессы среди учителей в плане финансового неравенства, что тоже скажется не лучшим образом».

Как выяснилось, помимо повышения зарплаты в два раза «иностранцам» будут платить 15% за знание иностранного языка и надбавку за ведение внеклассной работы. Таким образом, их доходы значительно возрастут. Напомним, что оплата ставки учителя в Москве в среднем составляет 12–13 тыс. рублей (минимум 10 тыс., максимум — 15 тыс. рублей в зависимости от разряда). Это значит, что теперь она возрастет примерно до 25 тыс. рублей плюс надбавки. Многие захотят пойти в школу.

Как рассказал «Эксперту Online» Сергей Комков, подобная инициатива, по сути, вообще ничем не мотивирована. «Это предложили в Мосгордуме. Объяснили тем, что Россия выходит на международный уровень, поэтому иностранные языки становятся все важнее, а учителей иностранных языков не хватает в школах больше, чем всех остальных». Действительно, это так. Человек с хорошим знанием языка востребован в других сферах с гораздо более привлекательными условиями труда — коммерческих структурах, банках, иностранных компаниях.

Но иностранный просто так не выучишь, для начала хорошо бы овладеть родным языком. «А ведь дети не знают русского языка! А если они не знают свой язык, то они не выучат и иностранный. Например, если человек не понимает строение предложения, где подлежащее, а где сказуемое, то он и английский не выучит», — уверена Смирнова.

Что касается других регионов, то у них пока нет денег на подобные инициативы. Зато есть другая проблема: сейчас установление тарифов на оплату труда отдано на усмотрение региональных властей. В результате в регионах-донорах зарплаты гораздо выше, чем в бедных регионах. «Например, я был недавно в Оренбургской области. По соседству гораздо более успешная Самарская область, и учителя постепенно перетекают из Оренбургской области в Самарскую. Поэтому тарифные ставки должны устанавливаться на федеральном уровне, если мы не хотим развалить совсем систему образования», — говорит Комков.

Директора уже сейчас бьют тревогу, понимая, что настроения в учительских коллективах будут не самые радужные. «Инициатива вводится с 1 октября, уже все в напряжении, однако вряд ли что-то поменяется. Набьем шишки — тогда скорректируем. Как с ЕГЭ».