Длинный забег

Иван Рубанов
12 сентября 2007, 15:33

Президент РФ Владимир Путин вчера на встрече с президентом «Транснефти» Семеном Вайнштоком предложил ему возглавить госкорпорацию по подготовке к зимним Олимпийским играм 2014 года. Вайншток согласился. Руководить подготовкой Сочи к великому спортивному событию будет умелый лоббист, хороший менеджер, враг экологии и полностью лояльный власти человек.

Назначение Семена Вайнштока на пост главы госкорпорации Сочи-2014 выглядит неожиданным. Хотя в течение года Вайншток, которому скоро исполнится 60, неоднократно заявлял о своем желании уйти на пенсию, о чем сообщал и руководству страны, да и его контракт на посту президента «Роснефти» истекает 13 сентября.

О спортивных успехах Вайнштока ничего не известно. Поэтому мы попробовали проанализировать его менеджерские качества.

«Я с легкой душой могу покинуть "Транснефть", потому что она стабильна, хорошо структурированная и хорошо стоящая на ногах», – сказал он вчера президенту. И при этом не лукавил.

Госмонополия «Транснефть» – крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, обеспечивающих транспортировку около 95% объемов российской нефти. Контроль над ней – это ключевая для страны задача, без выполнения которой невозможно нормальное функционирование нефтянки, главной «дойной коровы» государства. Но, кроме того, это еще и управление гигантскими финансовыми потоками (седьмая часть стоимости нефти «остается» в трубе) и полномочиями (какое направление развивать и кому выдавать привлекательные квоты). Глава этой компании Семен Вайншток не был похож на операционного менеджера, руководящего ее повседневной работой и выработкой стратегии. В отличие от коллег по отрасли Вайншток нефтянке посвятил меньшую часть карьеры. Как советский кадровик и руководитель многочисленных организаций он занимался не менее, а может, и более важной для государственной компании работой по коммуникации с властью и встраиванию компании в систему интересов разных влиятельных групп.

В нефтянку Вайншток пришел в 1982 году, став во главе одного из добывающий подразделений; за 90-е годы вырос до должности генерального директора «ЛУКойл—Западная Сибирь». Назначение Вайнштока на должность главы «Транснефти» произошло в сентябре 1999 года, причем с основательным скандалом. Прежнего главу компании Дмитрия Савельева из кабинета выгонял ОМОН (суды его смещение сочли незаконным). Впрочем, в декабре 1999 года собрание акционеров ОАО «Транснефть» окончательно утвердило Вайнштока президентом компании до 2004 года. Поговаривают, что бывшего лукойловца активно протежировала «семья», глава тогдашнего Минтопа Виктор Калюжный, первый вице-премьер Николай Аксененко и Роман Абрамович. Как бы то ни было, Семен Вайншток оказался способным вовремя дистанцироваться от ненужных покровителей и удовлетворить интересы многих сторон. Он быстро уловил новые веяния, одним из первых он начал демонстрировать полную лояльность путинскому окружению. Благодаря этому глава «Транснефти» оказался среди немногих чиновников, которым удалось удержаться в своем кресле при смене властных элит.

Но вскоре перед компанией, возглавляемой умелым бюрократом и лоббистом, встала производственная сверхзадача. После спада 90-х в нынешнем десятилетии добыча нефти в стране стала стремительно расти – на фоне низкого спроса на нефтепродукты. Возникла срочная потребность в переконфигурации советской системы нефтепроводов, которые позволили бы поставлять огромные количества сырой нефти на экспорт. Стопроцентную зависимость от соседей-транзитеров требовалось ослабить созданием новых, целиком контролируемых Россией маршрутов. То есть впервые в новейшей истории России требовалось запустить инфраструктурные мегапроекты стоимостью в миллиарды долларов.

И здесь Семен Вайншток себя проявил ярым государственником. В начале 90-х были заблокированы попытки нефтяных компаний по созданию частных трубопроводов (ЮКОС намеревался протянуть трубу в Китай, а ТНК-BP, «ЛУКойл» – до Мурманска). Возник дефицит трубопроводных мощностей, вызвавший острую критику со стороны нефтяников. Но после некоторой паузы «Транснефть» быстро взялась за дело. За несколько лет ей удалось построить несколько обходных маршрутов и создать Балтийскую трубопроводную систему, по мощности (72 млн тонн) не уступающую крупнейшим советским нефтепроводам вроде «Дружбы». А в 2006 году компания начала строительство трубопровода Восточная Сибирь—Тихий океан.

В конце концов «Транснефти» удалось ликвидировать дефицит трубопроводных мощностей и доказать свою состоятельность в качестве инициатора и исполнителя крупных проектов, а кроме того – превратиться в очень прибыльную компанию. В 2006 году операционная рентабельность «Транснефти» составила почти 50%, а чистая прибыль достигла почти 2 млрд долларов.

Хотя эксперты и инвесторы упрекают компанию в пренебрежении интересами миноритариев и невнимании к экологическим последствиям строительства, Семен Вайншток выглядит фигурой, вполне удовлетворяющей руководство страны.  И новое назначение – яркий тому пример. Путина даже не смутило, что в 2014 году Вайнштоку будет 67 лет.

Что будет с «Транснефтью» после Вайнштока? Глава «ЛУКойла» Вагит Алекперов уже высказал надежду, что новым ее руководителем будет назначен человек, хорошо знакомый с нефтяной отраслью. Но, судя по всему, знание отрасли не будет решающим фактором для нового главы трубопроводной компании. В последнее время все чаще доводится слышать о предстоящем слиянии трубопроводных монополий, к «Транснефти» недавно уже присоединили ОАО «Транснефтепродукт» (контролирует несколько идущих от НПЗ продуктопроводов). Есть вероятность, что руководство страны решится объединить нефте- и газопроводы и другие подобные активы под одной крышей. Но такой «Супертранснефтью» должен руководить еще более приближенный к Кремлю человек.