Мягкая посадка сэра Николаса

Юлия Попова
14 сентября 2007, 18:41

В четверг 13 сентября в Петербурге объявили имя архитектора, который будет строить здание нового пассажирского терминала аэропорта Пулково.

Это – знаменитый британский архитектор сэр Николас Гримшоу, вернее, его компания Grimshaw and Partners Ltd. Победой Гримшоу завершился второй этап международного архитектурного конкурса,  объявленного в феврале администрацией Санкт-Петербурга и ОАО «Аэропорт Пулково».

В конкурсе участвовали четыре компании, в том числе петербургское бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры». Их проект был отвергнут как нефункциональный, проект же немецкой компании GMP показался конкурсной комиссии слишком дорогим. Так что главным конкурентом Grimshaw and Partners была известнейшая американская архитектурная и инженерная компания SOM (Skidmor, Owings & Merrill) , которой принадлежат здание терминала 2  (Skyplaza) аэропорта  в Гонконге, терминалы аэропорта Чанги в Сингапуре, Бен Гурион в Тель-Авиве и которая в настоящее время ведет строительство самого высокого здания в мире Burj Dubai в Дубае. SOM предложили не самый дорогой проект (130 млн евро) с расчетным (к 2012 году) пассажирооборотом в 9,2 млн человека в год.

 pic_text2

Проект, представленный командой Гримшоу, дороже (340,2 млн евро), но рассчитан на значительно больший (17,5 млн человек в год) пассажиропоток. Он состоит из трех частей: открытой площади, воздушной зоны и зоны безопасности, соединенных стеклянными мостами. Объединяет всю постройку золотистая волнообразная крыша. Насколько это красиво, можно отчасти судить по железнодорожной станции Southern Cross Station в Мельбурне, где Гримшоу использовал аналогичное перекрытие.

Как относиться к победе команды Гримшоу, напрямую зависит от степени вовлеченности в петербургскую архитектурную жизнь. С одной стороны, то, за что ратовала российская архитектурная общественность все время, прошедшее с перестройки, – а именно за проведение международных конкурсов, – волшебным образом сбывается. Причем не в Москве, а в Петербурге. То, что принятая во всем мире практика пришла именно в Северную столицу, любили подчеркнуть, празднуя победу Доминика Перро в конкурсе на проект нового здания Мариинского театра. Последовавшая за этим цепь скандалов, отстранений выигравшего конкурс француза и бесконечно невразумительная история с трансформацией самого проекта свели эту радость на нет. Следующий международный конкурс – на проект делового комплекса «Газпром-Сити» на Охте, вполне звездный по составу, – не может радовать хотя бы потому, что предполагает строительство небоскреба, вызывающее протест городской общественности и всякого здравомыслящего человека. Теперь Николас Гримшоу, строитель терминалов 3 и 4 лондонского Хитроу, нового терминала аэропорта Цюриха, знаменитых стеклянных куполов природного комплекса Eden Project в Корнуолле и недавно законченного ослепительно красивого международного терминала вокзала Ватерлоо в Лондоне. Стоит предположить, что британец окажется более стойким к повадкам и обычаям чуждого ему российского архитектурно-строительного комплекса. Все дело в наследственности: один его прадед-инженер руководил строительством дренажной и канализационных систем в Дублине, другой – возводил дамбы на Ниле.

 pic_text1