Уго – освободитель

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
21 сентября 2007, 18:48

В среду представители леворадикальной колумбийской повстанческой группировки «Вооруженные революционные силы Колумбии» (Fuerzas Armadas Revolucionarias de Columbia, FARC) наконец-то согласились на переговоры с венесуэльским президентом Уго Чавесом. Темой переговоров, которые пройдут на территории Венесуэлы, будут условия обмена 45 граждан Колумбии, находящихся в плену у FARC, на несколько сотен повстанцев, отбывающих срок в колумбийских тюрьмах. Участвуя в этом деле в качестве посредника, лидер Венесуэлы преследует далеко идущие планы.

Уго Чавес предложил свое посредничество в переговорах об освобождении заложников между колумбийским правительством и лидерами FARC еще несколько недель назад, во время встречи с президентом Колумбии Альваро Урибе. В качестве жеста доброй воли венесуэльский лидер сразу же выпустил на свободу 27 колумбийских боевиков, отбывавших заключение в венесуэльских тюрьмах за участие в подготовке покушения на Уго Чавеса и вооруженного переворота в Венесуэле в 2004 году.

Впрочем, поначалу венесуэльскому лидеру не удавалось вывести диалог из штопора. Отчасти этому способствовало уничтожение колумбийскими военными в начале сентября лидера FARC, Томаса Медины Каракаса по прозвищу «Черная Акация». Кроме того, колумбийские власти ответили отказом на предложение Уго Чавеса совершить визит в контролируемые FARC районы Колумбии, считая это «политически нецелесообразным» шагом. Однако 19 сентября повстанцы на встрече со специальным представителем президента Колумбии по вопросам обмена заложников, женщиной-сенатором колумбийского парламента Пьедад Кордоба, заявили о принципиальном согласии руководства FARC начать переговоры на территории Венесуэлы. Первая встреча венесуэльского лидера с представителем колумбийских боевиков Раулем Рейесом пройдет ориентировочно 8 октября в Каракасе, и на ней стороны обговорят условия встречи «главнокомандующего» FARC Мануэля Маруланды с венесуэльским президентом. Скорее всего, Уго Чавес будет вести переговоры с лидером колумбийских боевиков об обмене 45 заложников на несколько сотен членов FARC,находящихся в колумбийских тюрьмах. Подобная диспропорция объясняется тем, что эти заложники – не простые колумбийцы. Среди них находятся трое сотрудников американской оборонной компании Northrop Grumman Corp., выполнявших на территории Колумбии обязательства согласно контракту с Пентагоном, а также бывшая кандидат в президенты Ингрид Бетанкур, ряд губернаторов, сенаторов, политиков, военных и полицейских офицеров. Уго Чавес намеревается способствовать урегулированию ряда вопросов между сторонами, препятствующих достижению соглашения по обмену заложников на отбывающих срок в тюрьмах членов FARC. Так, к примеру, правительство Колумбии категорически отвергает требования FARC создать демилитаризованную зону площадью более 800 кв. км в юго-западном районе страны (муниципалитеты Флорида и Прадера) для совершения процедуры обмена. В свою очередь, повстанцы отказываются проводить обмен на территории другой страны. «Переговоры мы можем вести где угодно, но обмен заложников должен состояться в Колумбии», – говорит Рауль Рейес. Кроме того, повстанцы требуют, чтобы два их лидера, Рикардо Палмера и Анайибе Рохас Вальдерама, находящиеся в заключении в США, также стали частью сделки по обмену.

Уго Чавесу предстоит предпринять серьезные усилия для поиска компромисса между сторонами. Причем венесуэльский лидер не единственный, кто пытался быть посредником между повстанцами и колумбийскими властями. Аналогичные попытки за последние годы предпринимали правительства Испании, Швейцарии, Франции. Сейчас на этом поприще активные действия предпринимает французский президент Николя Саркози (и немудрено, ведь Ингрид Бетанкур помимо колумбийского имеет и французское гражданство, и Саркози во время своей инаугурационной речи публично обещал добиться ее освобождения). Тем не менее аналитики склонны считать, что наибольшие шансы на успех имеет именно посредничество венесуэльского президента. «Если кто и может поменять позицию руководства FARC, то только Чавес», – утверждает Даниэль Гарсия Пенья, бывший представитель колумбийского правительства на переговорах с FARC.  Причина проста: венесуэльский лидер имеет хорошие отношения с руководством повстанцев. Настолько хорошие, что члены FARC, прикрываясь социалистическими лозунгами, вольготно чувствуют себя на венесуэльской территории, где иногда скрываются от колумбийских служб безопасности. Кроме того, Чавес им очень близок ввиду его крайне левых политических взглядов. Как утверждает министр иностранных дел Колумбии Фернандо Араухо, члены FARC при помощи радиоприемников постоянно слушают выступления Уго Чавеса. Слова министра заслуживают доверия, ведь с декабря 2000-го по январь 2007 года он находился в плену у FARC. Впрочем, многие подозревают, что одними зажигательными речами помощь Уго Чавеса партизанам не ограничивается.  Американцы даже утверждают, что венесуэльский лидер продает колумбийским повстанцам оружие (и, основываясь на этом, всячески оказывают давление на Россию с целью не допустить дальнейшей продажи российского оружия в Венесуэлу). Теперь, купив у России право на производство автоматов Калашникова и патронов к ним, Уго Чавес может рассчитывать, что его благосклонности будет искать еще большее количество повстанческих группировок по всей Латинской Америке. А взамен на поставки оружия им венесуэльский лидер может просить повстанцев оказывать ему «небольшие услуги», например освобождать заложников.

Уго Чавес далеко не альтруист. У него есть свой интерес в этом деле: венесуэльский лидер хочет поднять свою репутацию в глазах всех латиноамериканцев. Несмотря на левые взгляды и антиамериканскую риторику главы Венесуэлы, далеко не все из них рассматривают Уго Чавеса как заслуживающего доверия лидера. По данным опроса, проведенного фондом Pew, рейтинг венесуэльского президента в Перу, Мексике и Чили ниже, чем даже у Джорджа Буша-младшего. Латиноамериканцам гораздо больше импонирует уравновешенный и спокойный бразильский президент Луис Инасио Лула да Силва, нежели непредсказуемый Уго Чавес. Но если «колумбийский эксперимент» с освобождением заложников пройдет удачно, то перед Чавесом, учитывая его связи с рядом леворадикальных группировок в регионе, открываются большие перспективы и непаханое поле для деятельности. По данным ведущей венесуэльской газеты El Nacional, на территории Латинской Америки происходит 75% всех похищений людей в мире. Лондонская Группа по контролю за рисками указывает, что большинство подобных преступлений происходит в Колумбии, Мексике, Бразилии, Аргентине, Венесуэле и Эквадоре. Только в Колумбии на сегодняшний день в плену находятся около 9 тыс. гражданских лиц (всего за последние 20 лет в Колумбии были похищены более 30 тыс. человек), и, по данным официальных властей, на совести боевиков FARC около четверти всех похищений. Боевики крадут людей с целью дальнейшего получения выкупа, и эти деньги являются основным, после доходов с торговли наркотиками, источником существования террористических организаций, причем не только в Колумбии, но и во всем регионе.

Единственными в Латинской Америке, кто не приветствует ведение Чавесом демонстративных переговоров об освобождении колумбийских пленников из рук FARC, являются сами венесуэльцы, а точнее, те из них, чьи родственники находятся в плену у колумбийских повстанцев. По данным венесуэльского министерства иностранных дел и юстиции, которые приводит El Nacional, к июлю 2007 года в руках колумбийских партизан находились 47 граждан Венесуэлы. Но по неофициальным данным, представленным Федерацией скотоводов Венесуэлы, с 2002 года по август 2007-го колумбийцами были похищены 158 венесуэльцев. Подданные Чавеса считают, что он как президент Венесуэлы должен в первую очередь позаботиться о своих согражданах, а потом уже думать о чужих.