Блэкаут с жертвами

Москва, 24.09.2007
В минувшую субботу в 07.45 мск на Октябрьской железной дороге было отключено энергоснабжение. Многочисленные электрички, в которых жители подмосковных поселков и городов ехали на работу, а также поезда, идущие из Петербурга, остановились.

В течение нескольких минут подача энергии возобновлялась, но вскоре прекратилась на два часа. Электропоезда вытягивались с перегонов тепловозами. На платформе «Поварово» скопилось большое количество пассажиров, которые ждали возобновления энергоснабжения и отправления электричек. В 9.42 мск, когда электропоезда наконец готовы были отправиться, три человека, переходившие пути в неположенном месте, были сбиты начавшим движение электропоездом №6559, сообщает официальный сайт Октябрьской железной дороги. Один человек погиб, двое получили тяжелые травмы и отправлены в больницу.

Этот инцидент практически не комментировался. В сообщении на официальном сайте Октябрьской железной дороги он был назван «групповым случаем непроизводственного травматизма», и виновниками были названы люди, переходившие пути в неположенном месте. Перебои в движении поездов были связаны с этим трагическим инцидентом. Россияне, как известно, относятся к отключениям электроэнергии спокойно и сдержанно. Напомним, во время крупного отключения электроэнергии в Москве в мае 2005 года никаких серьезных инцидентов не было зафиксировано. Но случай на ОЖД стал своего рода прецедентом. Впервые в России в результате отключения электроэнергии погиб человек.

Гибель пассажира на платформе – достаточно тревожный признак, чтобы всерьез потребовать от энергетиков твердых гарантий по бесперебойному энергоснабжению важнейших инфраструктурных объектов, к которым относятся и железные дороги. Российские железные дороги потребляют до 6% всей произведенной электроэнергии в стране, или 44 млрд кВт/ч в год, и 10% дизельного топлива. Кроме того, от работы железной дороги зависит поставка топлива на электростанции и генерация, так что с интересами этого потребителя нужно считаться.

Руководство ОАО РЖД, не имеющее собственных электростанций, еще в 2005 году, сразу после крупного энергетического кризиса в Москве, стало всерьез рассматривать вопрос об увеличении парка передвижных электростанций, с помощью которых осуществляется электропитание во внештатных ситуациях. Тогда РЖД в течение одного дня понесло 650 млн рублей убытков, и любые работы для сокращения возможных потерь были оправданными. «Кроме того, системы управления, обеспечивающие безопасность движения, имеют независимые источники питания – дизель-генераторы и аккумуляторные батареи. Для обеспечения не тяговых потребителей имеются резервные передвижные электростанции. Для питания электрической тяги при выходе из строя оборудования высоковольтных тяговых подстанций, как это случилось на подстанции Чагино, на железных дорогах имеются передвижные подстанции и трансформаторы для напряжения 110 и 220 кВ», -- рассказал тогда первый вице-президент РЖД Хасян Зябиров.

С тех пор было установлено 764 дизель-генератора, и парк передвижных электростанций достиг 115 единиц. ОАО РЖД постоянно заказывало новые аварийные электростанции. Барнаульская компания – ЗАО «Алсэн» (Алтайские средства энергетики) -- произвела и поставила четыре дизельных электростанции для обеспечения резервного электропитания на линиях связи. Компания «Промышленные силовые машины» в июле 2007 года поставила РЖД четыре дизельные электростанции АД-30.

Но, по всей видимости, наиболее разумным в наших условиях вариантом обеспечения бесперебойного энергоснабжения железных дорог будет строительство собственных генерирующих мощностей. За конкретную разработку этого вопроса взялись в конце 2006 года, когда правительство обнародовало прогноз цен на российском энергетическом рынке до 2011 года. Тогда за собственную генерацию высказались начальник отдела нормирования теплоэнергетических ресурсов РЖД Евгений Школьников и главный научный сотрудник ВНИИЖТа Александр Котельников, которые считают, что собственная генерация – это достойный ответ на повышение цен.

Этот вопрос рассматривался на правлении РЖД 6 июня 2007 года, на котором в энергетическую стратегию компании были внесены определенные изменения. К 2010 году компания прогнозирует рост энергопотребления на 10%, который будет расти, несмотря на масштабную программу энергосбережения, поскольку рост грузоперевозок идет с опережением объемов, предусмотренных стратегией компании. В качестве одного из выходов монополия рассматривает введение в эксплуатацию газотурбовозов и локомотивов на биотопливе. Но главным направлением будет развитие собственной генерации. Вице-президент РЖД Владимир Воробьев заявил на правлении о том, что проводится анализ полигонов, где будут созданы генерирующие мощности для потребностей вспомогательных и технических служб, на которые расходуется 36% электроэнергии.

Статс-секретарь, заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов сообщил, что Минтранс поддерживает все инициативы "Российских железных дорог", касающиеся корректировки энергостратегии. С РАО «ЕЭС России» и Минпромэнерго уже согласованы параметры размещения новых энергообъектов для РЖД. Но теперь развитие собственной генерации, похоже, становится не только страхованием от роста цен на энергоносители, но и вообще залогом обеспечения стабильности работы железных дорог. Вероятно, в РЖД работы по увеличению собственных генерирующих мощностей будут подстегнуты инцидентом на Октябрьской железной дороге.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Плохое электрическое равновесие
      Недореформированная российская энергетика живет по запутанному клубку правил, где соседствуют рыночные и административные механизмы. Никто не озабочен выработкой оптимального сочетания различных источников генерации и способов доставки и потребления электричества и тепла для каждого региона. Промышленные потребители страдают от повышения тарифов и по мере возможности обзаводятся собственной генерацией
    2. Тотальный блэкаут разума
    3. Шесть лет потери достоинства
      Шесть лет после украинского переворота — шесть итогов Майдана
    Реклама