Первыми на скорое возвращение «золотого мальчика» грузинской политики (Ираклия Окруашвили близкие называют «Окро», что переводится с грузинского как «золото») обществу указали действия грузинских властей. Пытаясь лишить будущего оппозиционера поддержки во властных структурах, власти стали проводить массовые чистки. За последние месяцы ряд чиновников, близких к Ираклию Окруашвили, были сняты с занимаемых ими должностей или даже задержаны по обвинению в коррупции. Наиболее громкой стала отставка губернатора региона Шида Картли, близкого друга Ираклия Окруашвили Михаила Карели. В столице региона, Гори, арестована была вся верхушка администрации. Не забыли и про армию. В силовых структурах прошла зачистка от бывших протеже Ираклия Окруашвили. Кроме того, Михаил Саакашвили объявил о скором возвращении из Ирака большей части дислоцированного там грузинского воинского контингента. Все бы ничего, да вот только американцы незадолго до этого объявили о том, что планируют задействовать грузинских военнослужащих в охране ирано-иракской границы. Таким образом, у грузинского президента должны были быть очень веские причины, чтобы так подставить своих заокеанских спонсоров. Некоторые аналитики склонны объяснять подобный ход Михаила Саакашвили либо стремлением в ближайшее время организовать вторжение в Южную Осетию, либо желанием иметь под рукой побольше верных сторонников на случай «чрезвычайных ситуаций».
Возвращение Ираклия Окруашвили в большую политику и сенсационные обвинения Михаила Саакашвили во всех смертных грехах и стали подобной «чрезвычайной ситуацией».
Одним из наиболее жестких и конкретных обвинений, выдвинутых бывшим министром обороны, были слова о том, что Михаил Саакашвили поручил ему убить Бадри Патаркацишвили, самого богатого человека в Грузии. «Он мне наметил конкретный план устранения этого человека... Если бы я принял это решение и выполнил задание, на другой день убрали бы меня», – говорит Окруашвили. Интересно, что это разоблачающее заявление он сделал в прямом эфире грузинского телеканала «Имеди», который контролирует сам Бадри Патаркацишвили, не раз обвинявший Михаила Саакашвили в давлении на грузинский бизнес.
Не мог министр обороны обойти и тему Южной Осетии, в которой он в свое время обещал встретить новый 2007 год. Ираклий Окруашвили заявил о том, что у президента был на руках «план, чтобы в результате маленькой операции и без больших потерь был возвращен Цхинвали». По словам бывшего министра, выполнение плана намечали на весну 2006 года, однако не реализовали из-за «трусости» Саакашвили. Окруашвили утверждает, что он ушел из правительства в том числе и по этой причине.
Особо хорошо Окруашвили прошелся по семье нынешнего президента. Он заявил, что в бытность главой МВД ему удалось уличить дядю Саакашвили, «серого кардинала грузинской политики» Темура Аласания, в получении взятки в 200 тыс. долларов. Но потом чиновника пришлось отпустить «по настоятельной просьбе» его высокопоставленного племянника. Кроме того, по словам Окруашвили, закупки оружия для грузинских вооруженных сил идут через двоюродного брата президента Нику Аласания.
Не забыл он и о своем бывшем соратнике, Михаиле Саакашвили. По словам Ираклия Окруашвили, грузинский президент через подставных лиц контролирует различный бизнес в стране, в том числе железную дорогу, телеканал «Рустави-2» и «дочку» российского «Билайна» в Грузии — компанию мобильной связи «Мобител».
Во время фактически одного выступления бывший министр обороны сумел «оптом» затронуть почти все болевые точки нынешнего грузинского общества. Тем не менее самого громкого разоблачения, которого от него ждали, Ираклий Окруашвили так и не сделал. Речь идет об оглашении имен заказчиков убийства бывшего премьер-министра Грузии Зураба Жвания, члена триумвирата «революции роз». «Я не хочу спекулировать этой темой, так как не могу утверждать, что Жвания убили, но у меня есть информация, что его тело было привезено в квартиру, где, как утверждается, он отравился угарным газом, из другого места после его гибели», – заявил Ираклий Окруашвили. Возможно, он приберег эту информацию на «черный день», например на случай своего ареста.
А это вполне может случиться в ближайшее время. По обвинению в вымогательстве был задержан пресс-секретарь Саакашвили Дмитрий Китошвили, который, по некоторым данным, является другом и деловым партнером Окруашвили. Против самого Ираклия Окруашвили было возбуждено уголовное дело, пока что лишь по обвинению в уклонении от уплаты налогов при покупке недвижимости в центре Тбилиси. По словам главы следственного департамента службы доходов Шоты Генгашвили, в договоре купли-продажи была указана сумма в 12 раз меньше той, которая на самом деле была заплачена за дом (150 тыс. долларов вместо 1 800 тыс. долларов). В скором времени в отношении бывшего министра обороны, возможно, будут выдвинуты новые обвинения, и признательные показания Дмитрия Китошвили могут составить весомую его часть. Тогда-то ему пригодится информация о подробностях гибели Жвания.
Заявления Ираклия Окруашвили оказались совсем не вовремя для грузинского президента, поскольку произошли аккурат перед выступлением Саакашвили с трибуны ООН. Получилось, что Ираклий Окруашвили, не питающий особо теплых чувств к Москве, оказал ей услугу. В России постарались по максимуму использовать его заявления для дискредитации грузинского президента. «Такие заявления должны быть оценены по существу и, безусловно, стать предметом рассмотрения компетентных органов Грузии», – прокомментировал ситуацию глава думского комитета по международным делам Константин Косачев. «Любые попытки высшего руководства Грузии замолчать или предотвратить такое расследование будут идти вразрез с провозглашаемым руководством страны курсом на создание правового государства», – добавил российский парламентарий.
В Грузии его заявления вызвали очень противоречивую оценку. Сторонники президента, безусловно, приняли их в штыки. Один из лидеров пропрезидентского парламентского большинства в Грузии Гиоргий Бокерия назвал эти заявления свидетельством «полной деградации» Окруашвили, указав, что они были вызваны «антикоррупционной борьбой, которая началась против представителей его клана».
У оппозиции иное мнение. Лидер Национал-демократической партии Грузии Бачуки Кардава назвал высказывания Ираклия Окруашвили «сведением счетов» с президентом и его окружением. Подобного же мнения придерживается и глава Республиканской партии Грузии Давид Усупашвили. «Окруашвили – личная проблема Саакашвили», – говорит политик.
Переходя от слов к делу, Ираклий Окруашвили объявил о создании новой партии под названием «Для единой Грузии». «Мы создаем движение для того, чтобы у каждого человека было достойное будущее в этой стране, а не только у родственников или друзей президента», – заявил Окруашвили на брифинге. У офиса партии сразу же выстроилась очередь желающих в нее вступить.
У Ираклия Окруашвили есть многое, чтобы возглавить оппозицию. У него есть харизма. У него есть компромат на ряд высокопоставленных чиновников. В конце концов, у него есть деньги (издание Georgian Times, опубликовавшее список самых богатых грузин, по данным на февраль 2007 года оценило его состояние в 250 млн долларов). Но проблема в том, что у него нет доверия со стороны оппозиции, отдельные представители которой считают, что Ираклий Окруашвили создает для президента «карманную оппозицию». «Чтобы взять под контроль агрессивно настроенных людей, вчерашние волки переоделись в овечьи шкуры», – утверждает политический секретарь лейбористов Георгий Гугава.
Впрочем, подобные обвинения вряд ли имеют под собой серьезные основания. Причина возвращения Ираклия Окруашвили в большую политику кроется, без сомнения, в личных амбициях бывшего министра обороны, который хочет занять кресло своего бывшего соратника Михаила Саакашвили. Война компроматов в Грузии началась.