И снова чиновник

Денис Квасов
6 сентября 2007, 14:21

Глава Роспрома и заместитель председателя совета директоров АвтоВАЗа Борис Алешин в ближайшее время будет официально представлен в качестве нового президента управляющей компании тольяттинского предприятия – ООО «Группа "АвтоВАЗ"». Но перспективы автозавода в связи с этим вряд ли существенно улучшатся.

АвтоВАЗ в очередной раз ожидает волна кадровых перестановок. Как стало известно «Эксперту Online», новым президентом автогиганта станет Борис Алешин. По некоторым данным, его кандидатура была предложена лично президентом России Владимиром Путиным и одобрена руководителем ФГУП «Рособоронэкспорт» (который контролирует автогигант) Сергеем Чемезовым.

Назначение Алешина на пост президента АвтоВАЗа логично с точки зрения корпоративного этикета высшей элиты страны, но вызывает вопросы с точки зрения менеджмента и производственной логики крупнейшего автопроизводителя России. Дело в том, что, по единогласному мнению аналитиков, АвтоВАЗ сейчас нуждается не в очередном чиновнике-руководителе, а в опытном топ-менеджере, обладающем навыками антикризисного управления. Напомним, эти же претензии аналитики предъявляли и предыдущему президенту тольяттинского предприятия Владимиру Артякову, ставшему в конце августа губернатором Самарской области. Теперь «у руля» окажется очередной представитель госструктур, который к тому же приведет и новую команду, также из Роспрома.

Сам Борис Алешин уже раскрыл свои планы по пересмотру стратегии развития АвтоВАЗа. Напомним, в течение последних полутора лет менеджеры из РОЭ искали ключевого партнера за рубежом. Даже сейчас и.о. президента ВАЗа Александр Пронин продолжает переговоры с Renault и Fiat. Однако у Алешина иной взгляд на будущее тольяттинского автогиганта. Будущий глава АвтоВАЗа считает, что партнером завода может стать российская компания. Идея консолидации участников российского автопрома принадлежит Алешину, и сейчас он хочет к ней вернуться. В качестве потенциального партнера рассматривается группа ГАЗ. В «Русских машинах» (контролируют ГАЗ) уже подтверждали готовность к диалогу, впрочем, общие интересы у двух предприятий могут пересекаться разве что в создании новой линейки двигателей.

Борис Алешин также планирует вернуться к вопросу о государственном финансировании АвтоВАЗа на сумму 5 млрд долларов. Что же касается раскольцовки перекрестной структуры собственности и выделения непрофильных активов, то здесь ничего нового – работа по этим направлениям будет продолжена. Новое семейство автомобилей класса С также будет разработано к 2009 году совместно с канадской Magna.

Эксперты нижегородского Национального агентства промышленной информации (НАПИ) отказываются «комментировать действия чиновников», подразумевая под ними Владимира Артякова, Сергея Чемезова и Бориса Алешина. Комментируя же общую ситуацию на ВАЗе, директор НАПИ Татьяна Арабаджи отмечает, что прогноз скорее негативный. «Объявленные планы по увеличению производства и продаж иномарок в России, расширение модельного ряда иномарок, собираемых в России, ничего хорошего для АвтоВАЗа не несут, – отмечает эксперт. – Рынок российских машин неуклонно сокращается. По нашим прогнозам, сделанным в конце июля 2007 года, к 2010 году в структуре рынка новых легковых автомобилей доля российских машин в штучном выражении составит около 23%, а в финансовом – 10%».

Основная проблема АвтоВАЗа, по мнению аналитиков, заключается в отсутствии перспективного модельного ряда. Это не позволяет ему расширить долю на рынке и просто увеличить производство. Завод держится на уровне около 700 тыс. машин в год. И проблема не в том, что нет новых производственных площадей, а в том, что нет модели для расширения производства. На выставке «Интеравто 2007» работники АвтоВАЗа неофициально называли цену на новую «модель С» в районе 18 тыс. долларов (речь идет о максимальной комплектации). «В этом ценовом диапазоне конкурентов достаточно много. И когда будет поставлена на конвейер эта модель, да и будет ли она вообще – непонятно», – говорит Татьяна Арабаджи. Отметим, что за эту же сумму ГАЗ обещает продавать свою новую модель Syber, на базе платформы Chrysler Sebring, при этом последний автомобиль относится к более высокому классу D.