Компания по особым поручениям

Госхолдинг «Рособоронэкспорт» (РОЭ) расширяет свое присутствие в самарском регионе. Около двух лет назад РОЭ взял на себя управление АвтоВАЗом, а в конце нынешнего лета руководитель этого предприятия, бывший топ-менеджер РОЭ Владимир Артяков был назначен губернатором области. Сейчас же одна из структур РОЭ намеревается консолидировать под своим крылом стагнирующую самарскую оборонку.

Знаковой в этом смысле стала встреча Владимира Артякова с руководителем Федерального космического агентства (Роскосмоса) Анатолием Перминовым, состоявшаяся 16 октября в самарском ракетно-космическом центре «ЦСКБ-Прогресс». Поводом для нее стало изучение возможностей этого предприятия и общей социально-экономической ситуации в регионе в связи с предстоящим конкурсным размещением госзаказа на новую ракету-носитель для нужд Роскосмоса. Заодно Артяков и Перминов обсудили состояние всего оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Самарской области и, в частности, расположенных здесь заводов по выпуску ракетных двигателей и агрегатов к ним.

«Мы уделяем пристальное внимание предприятиям ОПК Самарской области, – заявил на упомянутой встрече Владимир Артяков. – Многие из них, к сожалению, сегодня находятся в плачевном состоянии, и поэтому мы обращаемся к федеральным властям, чтобы совместными усилиями найти решение существующих проблем». В подтверждение своей заинтересованности самарский губернатор проинформировал потенциального заказчика: «Не так давно мы выделили из регионального бюджета 500 млн рублей в зачет налоговой задолженности предприятий ОПК перед областью, что позволит некоторым из них погасить часть долгов по зарплате».

Более других в такого рода финансовой поддержке нуждается разработчик ракетных и авиадвигателей Самарский научно-технический комплекс (СНТК) им. Кузнецова, часть имущества которого находится под арестом по иску налоговых органов. По состоянию на 10 октября 2007 года общая кредиторская задолженность СНТК составила 1,5 млрд рублей, а долг по зарплате – 125 млн рублей. При этом заказов, позволяющих привлекать кредиты для пополнения оборотных средств, недавно снятый гендиректор СНТК не оставил. Более того, по нашей информации, основной заказчик предприятия – ОАО «Газпром» – вообще снял свои заказы на 2007-2008 годы. Также был сорван контракт с белорусским РУП «Гродноэнерго», которое выставило СНТК претензии на 1 млн долларов, а контракт на поставку в Иран 50 модифицированных двигателей НК-36СТ находится под угрозой. В довершение всех бед Роскосмос передал лицензию на разработку ракетных двигателей НК-33, два из которых он ранее намеревался заказать в СНТК, самарскому ОАО «Моторостроитель», где уже сформировано КБ с участием специалистов СНТК, покинувших это предприятие из-за долгов по зарплате.

Первым о своей готовности спасти самарских «двигателистов» заявил в начале нынешнего сентября крупнейший кредитор СНТК – подконтрольный «Роснефти» Всероссийский банк развития регионов. Он предложил Роспрому, представляющему интересы основного собственника СНТК в лице государства, провести санацию предприятия, которое должно ему более 400 млн рублей. Теперь на эту роль появился второй и, по всей видимости, более сильный претендент – ОПК «Оборонпром», дочерняя структура РОЭ, которая намерена взять управление СНТК в свои руки и после санации включить предприятие (наряду с другими активами самарской оборонки) в двигателестроительный холдинг, создаваемый на базе НПО «Сатурн». В его состав кроме СНТК «Оборонпром» намерен включить самарские ОАО «Моторостроитель» и «Металлист-Самара», а также Казанское моторостроительное производственное объединение.

В этой связи эксперты весьма высоко оценивают вероятность того, что акционеры СНТК примут решение возложить обязанности единоличного исполнительного органа на управляющую компанию в лице «Оборонпрома». Еще одним подтверждением тому является тот факт, что во время визита главы Роскосмоса в Самару его сопровождал назначенный за три недели до этого гендиректор «Оборонпрома» Андрей Реус, который в 1990-х годах работал в Тольятти директором финансовой программы Международной академии бизнеса и банковского дела. Ждать развязки интриги с тем, кто возьмет СНТК под контроль, осталось совсем недолго: ближайшее внеочередное собрание акционеров предприятия назначено на 26 октября 2007 года.

Тем временем «Оборонпром» проявил интерес еще к двум предприятиям самарской оборонки – ОАО «Моторостроитель», поставляющему двигатели для ракет-носителей серии «Союз», и ОАО «Металлист-Самара», производящему агрегаты к ним. Причем уже известно, что идею включения этих компаний в создаваемый под эгидой «Оборонпрома» двигателестроительный холдинг поддерживает Роспром: она, по сути дела, воспроизводит изначальную – созданную еще в советские времена – конфигурацию самарского ОПК. Соответствующие возможности у государства, владеющего контрольным пакетом «Моторостроителя» и блокпакетом «Металлиста», имеются, причем даже без учета административного ресурса.

Первым шагом в этом направлении стала инициатива Роскосмоса о досрочной отставке гендиректора «Моторостроителя» 68-летнего Игоря Шитарева, контракт которого истекает в феврале 2008 года. Беспокойство основного акционера вызывает рост долгов предприятия: за 2006 год они выросли почти на 70% и составили 2,17 млрд рублей, а в сентябре текущего года превысили 4 млрд рублей. При этом годовая выручка компании составляет около 3 млрд рублей. Дефицит оборотных средств «Моторостроитель» покрывал за счет кредитов (Поволжского банка Сбербанка России и московско-татарстанского банка «Зенит»), а также облигационных займов, которые использовались в том числе и для рефинансирования задолженностей. Первый такой заем с трехлетним сроком погашения и объемом 800 млн рублей был размещен в марте 2006 года. Второй облигационный заем объемом 1 млрд рублей и также на срок три года организовывала ИК «Капитал» (Москва).

Шаткое положение Игоря Шитарева усугубляется давно сложившимся его личным участием в посреднических и аффилированных структурах, созданных для реализации продукции «Моторостроителя». Их деятельность в середине 1990-х годов рассматривалась в рамках нескольких уголовных дел, фигурантом которых становился гендиректор оборонного предприятия. Затем активность правоохранительных органов сошла на нет, причем, как предполагают некоторые эксперты, не без влияния экс-губернатора Самарской области Константина Титова, при котором Шитарев возглавил региональный союз работодателей.

Кроме двигателестроительных предприятий «Оборонпром» уже завладел и осколком контролируемого РОЭ АвтоВАЗа. Совсем недавно завод продал «дочке» «Оборонпрома» – промышленному холдингу «Автокомпоненты» – 100% акций автоагрегатных заводов, расположенных в Димитровграде (Ульяновская область) и в Скопине (Рязанская область). Первое из этих предприятий долгое время контролировала группа СОК, а второе с 1973 года входило в состав самого АвтоВАЗа.

Использование таких госхолдингов, как РОЭ, в качестве инструмента для реализации федеральной промышленной политики и повышения эффективности реального сектора национальной экономики (и, в частности, оборонки) выглядит вполне оправданным. Но лишь в нынешней ситуации и на ограниченном отрезке времени. Важно, чтобы меры, имеющие, по сути, антикризисный характер, не подавили развитие рыночных механизмов в этом весьма специфичном сегменте российского машиностроения.

ОАО ОПК «Оборонпром» – многопрофильная промышленно-инвестиционная группа, созданная в 2002 году. Основные направления ее деятельности – вертолетостроение, производство средств ПВО и сложных радиоэлектронных комплексов, лизинг, производство электротехнического оборудования. Всего в собственности или под контролем компании находится около полутора десятков предприятий. Владельцами «Оборонпрома» являются Российская Федерация в лице Росимущества (51%), ФГУП «Рособоронэкспорт» (31,13%), Республика Татарстан (15,07%), ОАО «Роствертол» (2,79%). В рейтинге крупнейших машиностроительных компаний России агентства «Эксперт РА» за 2006 год «Оборонпром» занимает 12-е место, в 2006 году его объем реализации составил 22,9 млн рублей против 20,6 млн в 2005 году (рост более чем на 11%).

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Ипотека пробьет дно
    Достаточно низкие уже и сегодня ставки кредитов на приобретение недвижимости к концу года могут опуститься ниже 7% годовых
  2. Компании нарастили объемы валюты до максимума с 2016 года
    Стремительное укрепление рубля сталкивается с непреодолимыми факторами. Вторая половина лета не обещает повторения успехов последних трех месяцев, напротив, шансы на существенное ослабление очень велики
  3. Китай нацелился на российскую нефть
    Крупнейшие компании КНР намерены упрочить свои рыночные позиции за счет консолидации ресурсов – при помощи совместных закупок нефти
Реклама