«До настоящего момента есть плодотворное сотрудничество, которое мы хотим поддерживать и поддерживаем, и я надеюсь на то, что проблема, которая существует, будет преодолена в духе дружбы и в духе сотрудничества, которые всегда отличали отношения наших стран», -- так дипломатично прокомментировал Романо Проди итоги сегодняшних переговоров по Кашагану с Нурсултаном Назарбаевым. По словам итальянского премьера, президент Казахстана высказал ему «замечания оперативного характера, замечания, которые говорят о том, что при правильном их развитии и обсуждении можно и дальше продолжать нашу совместную работу».
На самом деле эти «оперативные замечания» означают коренной пересмотр соглашения, согласно которому консорциум Agip KCO, в составе Eni, Royal Dutch Shell, ExxonMobil и Total, которым принадлежит по 18,5% акций, ConocoPhillips с 9,3% и владеющие по 8,3% японская Inpex и казахстанская госкомпания «КазМунайГаз», разрабатывает Кашаганское нефтегазовое месторождение. Руководство Казахстана требует сделать «КазМунайГаз» оператором проекта, пусть не единственным, но вовсе не обязательно совместно с нынешним оператором – итальянской Eni -- увеличить свою долю в проекте с нынешних 8,33% до уровня, сопоставимого с основными игроками, и, что самое главное, поднять казахстанскую долю в «прибыльной нефти» с 10 до 40%.
Аргументы Астаны более чем веские – это и неоднократный перенос сроков начала промышленной добычи нефти, и почти трехкратный рост затрат по проекту, и экологический ущерб, оцененный в десятки миллиардов долларов. В конце лета казахстанские представители уже потребовали лишить Eni статуса оператора по проекту «Кашаган» в консорциуме Agip KCO и приостановили сроком на три месяца работы на месторождении в связи с нарушением экологического, таможенного и налогового законодательств.
В ответ Eni пустила в ход «политическую артиллерию» -- еврокомиссар по энергетике Андреас Пиебалгс не раз выражал сомнения в правомерности требований Казахстана и призывал стороны договориться. Однако позицию Астаны эти выступления не поколебали. Похоже, что и протекция Романо Проди мало помогла Eni. Недаром итальянский премьер в понедельник на пресс-конференции заявил, что компания Eni готова принять во внимание условия казахстанской стороны и продолжать долгосрочное и полезное сотрудничество с Казахстаном. «Специалисты проводят свои переговоры, они работают, и когда они подведут итоги, мы ознакомимся с этим результатами и выразим свое мнение», -- отметил Проди.
Нурсултан Назарбаев не стал «дожимать» коллегу: «Речь не идет о пересмотре контракта, заключенного 10 лет тому назад. Мы с группой компаний подписали соглашение о разделе продукции на крупнейшем из открытых в последние годы месторождении Кашаган на 40 лет и никаких проблем, вопросов за эти 10 лет не возникало». Однако не преминул напомнить про предложение Eni об увеличении затрат на 100 млрд долларов и переносе первой добычи нефти на 2010 год. «Наше правительство посчитало, что республиканский бюджет теряет большие деньги, которые заложены в наших стратегических планах для развития экономики и улучшения социального положения населения. В связи с этим обе стороны вступили в переговорный процесс. Это коммерческие переговоры, которые не касаются ни президента Казахстана, ни председателя совета министров Италии Романо Проди. Дадим возможность специалистам довести переговоры до конца», -- отметил президент Казахстана и добавил: «Я уверен, что Eni понимает поставленные Казахстаном задачи, будет на нашей стороне, и мы будем дальше работать», -- подчеркнул он.
А чтобы у Eni не осталось никаких сомнений в том, какой выбор надо делать, глава республики многозначительно добавил, что в случае, если иностранные инвесторы «будут нарушать условия заключенных контрактов, казахстанская сторона оставляет за собой право принять соответствующие меры в рамках внутреннего законодательства».