Золотой бензин

Екатерина Шохина
14 ноября 2007, 19:05

С декабря цены на бензин могут возрасти на 1,5 -1,8 рубля, а ряд АЗС может просто закрыться. В результате чего ездить станет дороже, а за бензином придется стоять в очереди.

Вслед за продуктами питания с декабря может подорожать бензин, предрекают представители АЗС. По разным прогнозам, стоимость топлива поднимется на 10-20%. Как сообщил «Эксперту Online» вице-президент Московской топливной ассоциации Алексей Небольсин, бензин может подорожать в среднем на 1,5-1,8 рубля. В дальнейшем возможно уменьшение количества АЗС, что, следовательно, повлечет очереди на них.

Основная причина всех бед – дефицит нефтепродукта. По данным Росстата, за неделю организации оптовой торговли сократили продажу бензина на 6,7%, его запасы уменьшились на 4,2%. Продажи бензина марки А-92 сократились на 2,3%, а его запасы уменьшились на 7,2%. Дело в том, что в сентябре-октябре на ремонт и профилактику встали девять из 28 существующих НПЗ, отмечает Небольсин. Это плюс рост цен на сырую нефть на внешнем рынке привело к дефициту нефтепродуктов внутри страны. «Оптовые цены выросли заоблачно, – говорит Небольсин. – "Дизель" вырос на 20-30%, АИ-92 и 95 – на 12-15%. Вместе с тем розничные цены почти не изменились. За последнюю неделю в среднем по России стоимость АИ-80 и АИ-92 выросла на 0,7% (0,12 рубля за литр), дизтоплива — на 2% (0,34 рубля за литр). «На сегодняшний день независимые АЗС торгуют либо себе в убыток, либо в нули, – констатирует предприниматель. – Но дальше это продолжаться не может. Если оптовые цены не снизятся, то мы будем вынуждены либо поднять цены, либо закрыться, либо продать свои АЗС». Он обвиняет в сложившейся ситуации нефтяные компании, которые после открытия с ремонта НПЗ не стали снижать цены и вообще ограничили оптовую торговлю бензином: «Простая логика – нефтяники вытесняют нас с рынка. Им выгодно, чтобы они полностью замкнули свой производственный цикл – от добычи нефти до АЗС. Но вот только заправок им не хватает». Представитель одной из крупных нефтяных компаний не отрицает этого: «Если мы вкладываем сотни миллионов долларов в модернизацию своих НПЗ, мы что, должны бензин продавать на рынке или продавать на свои бензоколонки? Мы как компания должны загружать свои бензоколонки». Продавать бензин у себя гораздо выгоднее. «Продавая сырую нефть, мы чистыми зарабатываем 60-70 долларов за тонну, а продавая нефтепродукты, мы дополнительно зарабатываем еще 60-70 долларов», – отмечает нефтяник, пожелавший остаться неизвестным.

У частных компаний сегодня в России 60% АЗС, в Москве – 65%. Только вот купить их все вряд ли удастся, отмечает Небольсин. Земля дорожает, и если продажа бензина будет нерентабельной, то владельцы АЗС переориентируют свой бизнес на что-нибудь другое – рестораны, техцентры, развлекательные центры. Получается, что заправок станет меньше, а это грозит огромными очередями.

Небольсин надеется, что на снижение оптовых цен окажет влияние правительство. «Если правительство примет меры, тогда оптовые цены придут в себя. Оно может и административный рычаг применить к нефтяникам, ввести запретную экспортную пошлину, обязать нефтяников определенное количество продавать на внутренний рынок», – говорит предприниматель.

Правда, представитель «ЛУКойла» Геннадий Красовский видит проблему с дефицитом бензина в другом. Потребление растет бешенными темпами, а новых НПЗ не строится. «В прошлом году количество автомобилей увеличилось на 2 млн, за десять месяцев текущего года было куплено 1,1 млн иномарок – вместе с российскими автомобилями это примерно те же 2 млн. Миллион автомобилей – это миллион тонн бензина, причем для иномарок – высококачественного. При этом в России НПЗ не строятся», – отмечает нефтяник. А не строятся по двум простым причинам. Первое – большие пошлины на оборудование. «Новые НПЗ строятся семь лет, оборудование стоит миллиарды долларов, но только год назад было решение заморозить пошлины на оборудование на год-два, однако что будет дальше – непонятно. Проблема полностью не решена. Ни у кого нет семи лет – рынок автомобилей растет безумными темпами. Второй момент – попробуйте получить разрешение под землю. Мы в нескольких местах попробовали, но отказались от этого. Сейчас приняли решение о расширении мощностей на базе наших старых НПЗ. Это тот единственный экономически оправданный вариант, который мы можем себе позволить», – говорит Красовский. Он отмечает, что компания «ЛУКойл» только в этом году по результатам девяти месяцев увеличила производство автобензина на 400 тыс. тонн. Но этого недостаточно. Некоторые НПЗ уже настолько старые, что и модернизация не поможет. НПЗ в среднем были запущены в 1956 году. По мнению Красовского, налоговые льготы могли бы стать стимулом для строительства новых НПЗ. В первую очередь речь идет об обнулении акциза и НДС — в сумме это примерно 30% от розничной стоимости бензина, обнулении импортных пошлин на ввоз технологического оборудования.