Любить по-рузски

Анастасия Малахова
26 ноября 2007, 19:02

Компания «Нестле Россия» приобрела Рузскую кондитерскую фабрику, выпускающую шоколадную продукцию под торговыми марками «Комильфо» и «Рузанна». Сделка вписывается в последние тренды шоколадного рынка -- присутствовать в шоколадном премиум-сегменте становится для кондитеров все выгоднее и выгоднее.

Компания «Нестле Россия» объявила сегодня о покупке Рузской кондитерской фабрики (расположена в подмосковном городе Рузе, выпускает около 11 тыс. тонн кондитерской продукции в год), выпускающей шоколадную продукцию под торговыми марками «Комильфо» и «Рузанна». "Комильфо" -- это шоколадные наборы с маленькими конфетками и барышней из позапрошлого века на упаковке , "Рузанна" -- развесные конфеты в ярких фантиках, преимщественно суфле. Фабрика также выпускает сухофрукты в белом или черном шоколаде. Все бренды позиционируются в премиум-сегменте.

Сумма сделки пока не разглашается, она должна быть одобрена антимонопольными органами.

Рузская кондитерская фабрика была создана в 2000 году. Ее владельцами являлись Сергей Воробьев и Рустам Сулейманов (по 40%), а также ООО "Рузанна" (20%). Продажи Рузской кондитерской фабрики (РКФ) в 2006 году составили 51 млн долларов, по итогам 2007 года компания ожидает рост на уровне 40%.

Nestle планирует увеличить производственные мощности фабрики и увеличить присутствие приобретенных брендов в российских регионах и Санкт-Петербурге. Бренды "Комильфо" и "Рузанна" «идеально дополняют» портфель брендов Nestle в РФ, отмечают в компании.

Вопрос о продаже подмосковной фабрики обсуждался уже несколько месяцев. О том, что Рузская кондитерская фабрика выставлена на продажу, стало известно около месяца назад. В числе претендентов назывались Nestle, Kraft Foods, Fazer. Основным камнем преткновения была цена фабрики. Победителем вышла Nestle.

Намерения Nestle понятны – стать лидером в шоколадном премиальном сегменте. «Премиальный сегмент шоколадного рынка России является наиболее перспективным в настоящее время. С покупкой Рузской кондитерской фабрики "Нестле" укрепит свои позиции на рынке шоколадных изделий», -- сказал Бернар Менье, генеральный директор компании «Нестле Россия». «Актив -- один из самых привлекательных на рынке. С одной стороны, это небольшая компания, но с другой -- она имеет привлекательный портфель брендов в премиальном и суперпремиальном сегментах, показывает темпы роста быстрее рынка. При этом сегменты рынка, где работает фабрика, также относятся к числу быстрорастущих -- продажи на них увеличиваются почти на 30% в год», -- пояснил аналитик ИК «Финам» Сергей Фильченков «Эксперту Online».

Таким образом, приобретение вполне вписывается в стратегию Nestle по увеличению своего присутствия на российском кондитерском рынке. «Отлаженная дистрибуция и маркетинговый ресурс Nestle вполне могут дать РКФ хороший стимул для поддержания темпов роста. Кроме того, часть продукции фабрики производилась на аутсорсинге. Инвестиции Nestle позволят сконцентрировать на собственном производстве, еще больше повысив рентабельность», -- убежден аналитик. 

Если мотивы Nestle понятны, то насчет того, сколько денег заплатили иностранцы за Рузскую фабрику, мнения сильно расходятся. Как заявила "Интерфаксу" аналитик финансовой корпорации "Открытие" Ирина Яроцкая, сравнительный анализ Рузской фабрики с аналогами из развитых стран и российскими производителями шоколадных изделий показывает, что предприятие может стоить 120--140 млн долларов. «Мы предполагаем, что у фабрики могут быть существенные долги, а также ей могут быть свойственны определенные риски деловой репутации», -- отметила она. Аналитик ФК "Уралсиб" Андрей Никитин оценивает РКФ выше -- в 240 млн долларов. «С учетом занимаемой фабрикой доли рынка и ограниченной географии дистрибуции вряд ли она может рассчитывать на сумму, превышающую стоимость сделки Андрея Коркунова», -- поясняет эксперт (напомним, что г-н Коркунов в январе продал 80% Одинцовской кондитерской фабрики (ТМ "А. Коркунов") за 300 млн долларов американской Wrigley Company) . Тем не менее продажа РКФ может стать второй по величине сделкой на российском кондитерском рынке. По данным самой РКФ, компания занимает 2,2% российского рынка шоколада в натуральном и 3,4% в денежном выражениях. По оценкам маркетингового агентства "Бизнес Аналитика", объем рынка шоколада в денежном выражении составляет 3,5 млрд долларов.  А вот ИК «Финам» оценивают фабрику в разы меньше – всего в 20--25 млн долларов. По словам сотрудников фабрики, продать их пытались где-то за 30 млн долларов, долгие переговоры со многими игроками как раз были из-за цены.

В целом же сделка полностью вписывается в последние тенденции на кондитерском рынке, где наблюдается опережающий рост шоколадного сегмента по сравнению с другими категориями. Шоколад и изделия из него занимают 45% всего объема рынка. Оставшуюся часть рынка делят между собой мучные и сахаристые изделия. Большинству производителей выгодно работать в премиальном сегменте. Дорогие шоколадные конфеты в коробках показывают высокие темпы роста на уровне 37% в год в денежном выражении. В среднем стоимость одного килограмма таких конфет в три раза больше развесных и в то же время в два раза выше цены шоколадных плиток и батончиков. 

Шоколад в России выпускают более 160 предприятий. На пятерку лидеров кондитерской отрасли -- Nestle, Kraft Foods, Mars, "СладKo" и "Объединенные кондитеры" -- приходится 62% рынка.