Споткнулись, пошли дальше

Денис Квасов
12 декабря 2007, 13:17

Неудача в переговорах с АвтоВАЗом не смутила крупнейшего американского автопроизводителя -- General Motors (GM). Компания все равно планирует активно расширять свое присутствие на российском рынке.

Несмотря на уверенные заявления топ-менеджмента GM о будущем альянсе с тольяттинским автогигантом, руководство последнего, как известно, выбрало в качестве стратегического партнера не американскую компанию, а французскую Renault. Неудача не обескуражила заокеанских автопроизводителей, которые теперь планируют развивать собственные проекты, а также продолжить поиск партнера в России. К этому их подталкивает существенный рост продаж — в текущем году GM планирует реализовать в России 250 тыс. машин.

Сейчас GM располагает производственными мощностями на трех площадках. В 2002 году было создано совместное предприятие GM-АвтоВАЗ в Тольятти. И хотя успехи СП выглядят сомнительно (роста продаж не наблюдается с самого старта производства, реализация колеблется вокруг цифры 50 тыс. машин в год при проектной мощности свыше 100 тыс.), руководство американской корпорации периодически объявляет о планах расширения линейки выпускаемых здесь автомобилей. Вторая площадка — калининградский «Автотор», где собираются автомобили марок Hummer, Cadillac и Chevrolet. Третье предприятие — строящийся завод под Санкт-Петербургом, начинающий собирать внедорожники Chevrolet Captiva.

На неделе ряд зарубежных деловых изданий со ссылкой на топ-менеджеров GM сообщил о планах компании по активному расширению присутствия на российском рынке. «Компания заинтересована в поиске возможностей роста в России, где ей удалось практически с нуля занять ведущую позицию среди иностранных автомобилестроителей. Мне кажется, у этого рынка есть хорошие перспективы», – цитировали СМИ главу GM Рика Вагонера. В то же время финансовый директор концерна Фриц Хендерсон заявил, что компания довольна результатами продаж в России, в частности автомобилей марки Opel, предложение которых на рынке, по его словам, GM будет наращивать. Руководство американского концерна очень позитивно оценивает перспективы России как автомобильного рынка, по мнению топ-менеджеров, уже в ближайшие два года он станет крупнейшим в Европе, обойдя даже Германию. Неудивительно, что такие темпы роста (иномарки прибавляют ежегодно по 50--60%) привлекают зарубежных игроков и заставляют их искать все новые пути закрепления в нашей стране.

Однако перспективы GM в этом смысле хотя и существенны, но не бесспорны. Проблемы СП GM-АвтоВАЗ описывались уже неоднократно. Продажи Chevrolet Niva стагнируют, а проект Chevrolet Viva (он же — Opel Astra T3000) и вовсе свернут. Несколько раз руководство американского концерна заявляло о расширении модельного ряда СП. В том числе речь шла о нескольких моделях марки Opel — Corsa, Zafira и Astra. Более того, весной 2007 года говорилось об уже сделанном в пользу автомобиля В-класса выборе. Opel Corsa должен был выпускаться в объеме 20 тыс. в год, соглашение об этом должно было быть подписано во время визита в Россию президента GM Europe Карла Питера Форстера. Однако проект остался нереализованным. Возможно, американцы, наученные опытом конфликтов с руководством АвтоВАЗа (топ-менеджеры из ФГУП «Рособоронэкспорт» вынудили руководство СП закупать машинокомплекты по более высоким ценам под угрозой срыва поставок), решили не делать основную ставку на это предприятие, контроль над которым у GM только частичный.

Новое производство под Питером, рассчитанное на выпуск 100 тыс. автомобилей в год (первоначально мощности ограничивались 40 тыс., но позднее планы были пересмотрены), будет запущено в конце 2008 года. Однако уже сейчас внедорожники Chevrolet Captiva собираются на заводе «Арсенал». Тем не менее запланированный объем новый завод сможет обеспечить не ранее 2009--2010 годов, а значит, задачу быстрого наращивания предложения на российском рынке это предприятие решить не в состоянии.

Калининградский «Автотор» также не может стать главным козырем в этой игре. Во-первых, собираемые здесь Hummer H2, Chevrolet Tahoe и несколько моделей Cadillac никак не относятся к бюджетному классу, значит, рассчитывать на их массовые продажи и занятие весомой доли рынка не приходится. Во-вторых, «Автотор» не перестает подвергаться нападкам со стороны конкурирующих предприятий и постоянно рискует лишиться льгот, предоставляемых ему благодаря нахождению в калининградской особой экономической зоне. Так, уже в ближайшее время квоты на ввоз машинокоплектов в льготном режиме могут быть сокращены до 10 тыс. штук в год. Сейчас завод собирает на порядок больше автомобилей. Нервозность вокруг предприятия не способствует выбору его в качестве базового плацдарма для развития GM в России.

Возможно, именно оценив все риски существующих площадок, GM приняла решение заручиться поддержкой крупного российского игрока. Когда же это не удалось с АвтоВАЗом, внимание концерна переключилось на Группу ГАЗ. Сотрудничество с российской компанией может заключаться в создании нового семейства автомобилей с объемом выпуска в районе 50 тыс. машин в год с возможностью расширения. Об этом представители GM говорили весной текущего года. Директор дивизиона «Легковые автомобили» Группы ГАЗ Леонид Долгов в интервью газете Financial Times сообщил, что стороны в сентябре подписали меморандум о намерениях, предполагающий создание производства «доступного автомобиля». Причем российская сторона заинтересована в создании среднеразмерного автомобиля или SUV. Руководитель PR-департамента российской компании Владимир Торин подтверждает факт ведения переговоров с американским концерном, однако, по его мнению, о подробностях говорить пока рано. Есть сомнения в успехе этого проекта и у аналитиков.

В любом случае Группа ГАЗ, ставшая после покупки крупного пакета акций международной компании Magna игроком международного масштаба, вряд ли будет идти на заведомо невыгодное сотрудничество с компанией, которой отказал в партнерстве даже АвтоВАЗ, находящийся в более сложном положении. Так что американцам придется предложить группе Олега Дерипаски что-то из ряда вон выходящее, чтобы сделать предполагаемое партнерство основой дальнейшей экспансии на российский рынок.