"Восточный" куратор

Москва, 15.01.2008
Губернатор Амурской области Николай Колесов назначил заместителем председателя правительства региона бывшего президента Российской ракетно-космической корпорации «Энергия» Николая Севастьянова. На новой должности Севастьянов будет курировать вопросы, связанные со строительством в регионе нового российского космодрома «Восточный»

совет директоров РКК «Энергия»  22 июня прошлого года большинством голосов принял решение о досрочном прекращении полномочий Николая Севастьянова на посту президента корпорации. Одновременно приказом Роскосмоса он был освобожден от должности генконструктора по пилотируемым программам и технического руководителя по летным испытаниям. Правда, смена руководства в крупнейшем космическом предприятии России не прошла без скандала. Менеджмент корпорации рассылал письма в защиту Севастьянова, которому удалось за два года работы в РКК вывести предприятие из финансового кризиса. Но, как отметил тогда председатель совета директоров корпорации Николай Моисеев, решение о приостановке полномочий Севастьянова было вызвано негативной обстановкой, «которая сложилась в отношениях руководства РКК "Энергия" с федеральными ведомствами, и в первую очередь с Роскосмосом».

Действительно, Роскосмос, который всегда активно влиял на деятельность в общем-то частной РКК (государству в корпорации принадлежит всего 38%), был недоволен независимостью Николая Севастьянова. Его неоднократно подвергали критике, прежде всего за смелые проекты промышленного освоения Луны. Так, на проведение первых разведывательных экспедиций глава "Энергии" просил около 5 млрд долларов, но его лунные проекты не включили в Федеральную космическую программу на 2006–2015 годы (ее исполнителем и является РКК). Сам Севастьянов главной причиной своей отставки назвал разработанный под его началом проект нового многоразового пилотируемого космического корабля «Клипер». Экс-президент РКК справедливо считал, что осваивать космическое пространство с помощью запусков одноразовых кораблей больше нельзя. Поэтому он продвигал систему «Клипер», включающую пилотируемый корабль и космический буксир, что позволило бы не только расширить возможности полетов — довести экипаж корабля до шести человек, но и существенно снизить себестоимость транспортных операций. Полноценная конструкторская разработка системы «Клипер» требовала около 50 млрд рублей, причем без учета затрат на создание флота из пяти кораблей и соответствующей наземной инфраструктуры. Эти средства Севастьянов надеялся взять у государства, но получил жесткий отказ. Более того, руководство Роскосмоса распространило официальное сообщение под заголовком «Приступы лунатизма», в котором раскритиковало главу РКК за излишнюю независимость и несоответствие планов «Энергии» Федеральной космической программе (ФКП), в которой полеты на Луну до 2015 года не запланированы. Не найдя понимания у чиновников, Николай Севастьянов решил начать масштабные работы по «Клиперу» за счет собственных средств корпорации и коммерческих кредитов. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения чиновников Роскосмоса. В итоге на посту главы корпорации, которая является разработчиком российских пилотируемых кораблей «Союз» и грузовых кораблей «Прогресс», а также отвечает за эксплуатацию российского сегмента МКС, Николая Севастьянова сменил директор петербургского ЦНИИ робототехники и технической кибернетики Виталий Лопота.

«В любом случае моя деятельность будет связана с космосом», -- отмечал экс-глава РКК «Энергия», комментируя собственные перспективы после отставки. Так и получилось. Теперь, в должности зампреда правительства Амурской области, Севастьянов будет курировать более земной проект строительства стратегически важного для государства космодрома на востоке страны. История вопроса такова. В начале прошлого года командующий Космическими войсками России Владимир Поповкин подписал распоряжение о консервации космодрома «Свободный», созданного на базе дивизии РВСН, расквартированной в районе Углегорска (Амурская область). Это решение означало, что в азиатской части России ликвидировалась единственная площадка для запуска ракет в космос. Тем не менее, как отмечал журнал «Эксперт», сохранять «Свободный» в прежнем виде было нецелесообразно, даже несмотря на то что этот космодром по своим географическим параметрам превосходил расположенный севернее Плесецк (Архангельская область). Проблема была в том, что «Свободный» из-за отсутствия необходимой инфраструктуры использовался крайне редко: за 11 лет существования с него стартовало всего пять ракет-носителей.

Поэтому в ноябре прошлого года президент России Владимир Путин подписал указ о создании в Амурской области нового космодрома «Восточный», сравнимого по масштабам с Байконуром. Его строительство продлится 11 лет и обойдется бюджету примерно в 180 млрд рублей. Губернатор Амурской области Николай Колесов тогда отмечал, что в качестве конкурента Углегорскому району рассматривалась площадка в Ванинском районе Хабаровского края, но военные эксперты отдали предпочтение Углегорску из-за низкой сейсмичности и лучшей траектории при запусках из этого района: первая ступень ракеты будет падать на незаселенный юг Якутии, а вторая – в Северный Ледовитый океан. Новый космодром будет создан для вывода на орбиту российских космических аппаратов для выполнения пилотируемых программ и запусков с целью изучения космических тел. Строительство космодрома будет проходить в три этапа, рассчитанных в общей сложности на десять лет. В частности, до 2010 года должны быть завершены проектно-изыскательские работы по точному определению границ будущего космодрома. В 2010--2015 годах планируется создать сам космодром, с которого можно осуществлять запуск всех космических аппаратов, кроме пилотируемых. Начать выполнение пилотируемых полетов с космодрома планируется с 2018 года.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Вторая волна карантина
  2. Особенности поступления 2020
    Рособрнадзор объявил первые результаты ЕГЭ, того, что прошел июля. Они порадовали многих выпускников школ, сдаюших нынешним летом единые госэкзамены: средний балл вырос. Кстати, такой итог подтвердил неофициальные ожидания, что экзаменаторы в этом, трудном для всех году будут более снисходительными. Теперь впереди собственно поступление в вузы, а в нем — очень много новшеств
  3. Россия построит свой участок автотрассы «Европа — Западный Китай» к 2024 году
    На совещании по строительству международного транспортного коридора, которое провел в ОЭЗ «Алабуга» премьер-министр Михаил Мишустин, были обозначены реперные точки амбициозного проекта. Доехать до Казани из Москвы за 6,5 часов станет возможным уже через 4 года
Реклама