Под дулом лицензии

Москва, 16.01.2008
Нефтяники ищут новые способы выжить с рынка частные АЗС. На сей раз они просят вернуть лицензирование автозаправочных станций. В этом случае частным заправщикам придется поднять цены на бензин, а крупные нефтяные компании смогут этого не делать, что, конечно, будет им только на руку. Но стоимость бензина все равно вырастет.

Похоже, крупные вертикально интегрированные нефтяные компании продолжают попытки выжить с рынка частные АЗС. Как писал «Эксперт Online» в ноябре, открыв НПЗ после регулярного осеннего ремонта, они не стали снижать цены и вообще ограничили оптовую торговлю бензином. «Простая логика – нефтяники вытесняют нас с рынка. Им выгодно полностью замкнуть свой производственный цикл от добычи нефти до АЗС. Вот только заправок им не хватает», – говорил тогда владелец одной из частных АЗС.

Вчера стало известно, что ТНК-ВР и «ЛУКойл» обратились в Ростехнадзор с просьбой пересмотреть ситуацию с лицензированием АЗС. «По мнению лидеров рынка, в России складывается ситуация, когда продавать качественный бензин становится невыгодно: мелкие продавцы демпингуют, покрывая свои расходы за счет снижения качества бензина», – говорится в пресс-релизе Ростехнадзора. «Крупнейшие продавцы бензина могут вообще уйти с российского рынка, если в стране не будет восстановлено лицензирование автозаправочных станций», – сообщил руководитель Ростехнадзора Константин Пуликовский.

Напомним, что лицензирование АЗС было отменено 2 октября 2007 года в результате того, что автозаправочные станции были признаны опасными непроизводственными объектами, а не опасными производственными объектами. До этого времени АЗС лицензировались двумя структурами – МЧС и Ростехнадзором с 2003 и 2007 годов. «В то время мы переживали далеко не самые лучшие времена, – вспоминает президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша. – Совокупная стоимость лицензий измерялась шести- и семизначными цифрами».

Теперь же, по словам Константина Пуликовского, Ростехнадзор вновь «волнует обеспечение безопасности на автозаправочных станциях, прежде всего малого и среднего бизнеса. АЗС являются опасными объектами, где используется оборудование, работающее под давлением, используются и хранятся взрывопожароопасные вещества, а персонал должен быть аттестован на знания промышленной безопасности». Как сообщили в пресс-службе Ростехнадзора «Эксперту Online», отмена лицензирования была пролоббирована частными заправщиками, «которые хорошо работают с общественностью». Однако на частных заправках существуют серьезные нарушения – часто там не аттестован персонал, они не знают элементарных правил безопасности, заправщиками бывают даже школьники, что категорически запрещено. «Мы проверяем заправки и без лицензирования, но эти проверки носят временный характер», – сообщили в пресс-службе Ростехнадзора. Правда, пока с отменой лицензирования никаких катаклизмов не случалось, но и времени прошло очень мало.

При этом, подчеркивают в Ростехнадзоре, лицензирование должно обеспечить именно безопасность АЗС, а не качество бензина, как того просят в обращении крупные нефтяники. Руководитель пресс-службы «ЛУКойла» Дмитрий Долгов также сообщил «Эксперту Online», что речь идет не о качестве бензина, а только о безопасности работы АЗС. К тому же Долгов подчеркнул, что никто никаких официальных писем, обращений или просьб никому не посылал, а просто Алекперов обсуждал эту тему с Пуликовским. «Не исключено, что через некоторое время будет подготовлено письменное обращение, которое будет подписано всеми нефтяными компаниями», – говорит Долгов.

По словам Аркуши, если лицензирование будет восстановлено, то это повлечет за собой лишь рост цен на бензин, ведь контроль безопасности автозаправочных станций и без лицензирования регулярно осуществляется органами МЧС. «В отличие от нефтяных компаний мы получаем прибыль лишь с продажи бензина и из-за новых расходов на лицензии будем вынуждены увеличить стоимость бензина», – говорит Аркуша. При этом он отмечает, что для нефтяных компаний стоимость лицензий будет несущественна, поскольку их бизнес гораздо более масштабен. Правда, Аркуша считает, что в данной инициативе злого умысла нефтяников нет: «Для них заправки – это десятистепенная вещь. И выживать нас с рынка им не имеет смысла». Но мы позволим себе в этом усомниться. Как говорил «Эксперту Online» еще осенью представитель одной из крупных нефтяных компаний, продавать бензин для нефтяников очень даже выгодно: «Продавая сырую нефть, мы чистыми зарабатываем 60-70 долларов за тонну, а продавая нефтепродукты, дополнительно зарабатываем еще 60-70 долларов». Поэтому у нефтяников есть прямой резон вытеснять своих конкурентов с рынка, коих не так мало – 60% по всей России. Последствия же для потребителей не будут очень уж радостными – вытеснив своих конкурентов с рынка при помощи кратковременного снижения цен, нефтяные компании смогут сразу после этого повысить стоимость бензина.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Выплаты на детей споткнулись о прошлые доходы
    Из-за коронавируса ежемесячные пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет вводятся на месяц раньше. Если не возникнет проблем с выдачей в регионах, то уровень бедности среди семей с детьми в этом возрасте может сократиться на 26%. Мера своевременная, но условия получения этих выплат вызывают вопросы у нуждающихся семей.
  2. В правительстве явно обозначились две партии
    Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что России пора перестать гордиться профицитным бюджетом и начинать увеличивать заимствования. Заимствовать обязательно надо, считают эксперты, а также и резервы расходовать, ведь за это не придётся платить никому 6.5% годовых и более. Но решится ли правительство включить денежный насос?
  3. Миннесота в огне
    В Миннеаполисе четвертый день продолжаются беспорядки, вызванные убийством полицейскими безоружного афроамериканца
Реклама