Имидж "Новая искренность"

Андрей Левкин
23 января 2008, 15:31

Сообщено, что 1 тыс. кв. м, лежащих в горизонтальной плоскости по адресу Старая площадь, 10, скоро займет ЗАО "Национальный информационный центр" (НИЦ). Ему в обязанность вменено улучшить имидж России в глазах мирового сообщества накануне президентских выборов. Сообщено также, что инициатива принадлежит администрации президента. Еще одна утечка: поскольку главной задачей проекта станет создание позитивного имиджа страны в глазах мирового сообщества, то структуру будут ваять "представители партий левого спектра без участия "Единой России"".

Странно все это каждый раз: ведь уже не первая попытка создать некоторый Образ России, который затем и продвигать. Ну точно несколько таких попыток было – в виде самых разных организаций, – как там дела, кстати у "Раши тудэй?" И уж точно был в природе "Росинформцентр", который вроде так и существует по месту возникновения – на Зубовском, 4, рядом с "Раша Тудэй". И он был, кстати, тоже организован к выборам, но восьмилетней давности, только явно был не ЗАО, как нынешний НИЦ (вообще выдумывают же аббревиатуры – иноземцев, что ли, запугать хотят? Так им ведь на английский переведут и не будет этого повелительного наклонения). Значит, это такая традиция, чтобы накануне смены президента создавать информационные центры, еще более улучшая имидж России. И не какой-то конкретный, инвестиционный, скажем. Нет, Имидж Вообще. Кроме того, они как-то предполагают отчитываться? Хотя бы приблизительные проценты – имидж повышен на столько-то, по отраслям – в культуре -- на примерно столько-то, в спорте – настолько? Нет, совершенно не отчитываются, даже "Раша Тудэй", а ведь могли бы хотя бы рапортовать о росте своей аудитории.

Но с этим к Счетной палате, а вот отчего всякий раз возникает идея создать положительный имидж именно в предвыборный период? Что ли авторы уверены в том, что он способен улучшиться только на фоне выборов? Это тут не скептицизм на тему их качества, но почему считается, что лучше всего Россия выглядит именно тогда? Из-за наличия повсеместной наглядной агитации, что ли? Ну, дело вкуса. Но совершенно непонятно исключение из числа активистов улучшения членов "Единой России". Это же фактически официально заявляется, что все ведь поймут, какой имидж будет делать ЕР, а вот этого – не надо. Так что первый шаг в деле его улучшения – обойтись без них. Или просто опасаясь за результат от ЕР. В любом случае, сущий когнитивный диссонанс, одно слово.

Но и это частности, а вот -- по сути. Что именно за новый положительный имидж будет продвигаться, что будет в его основе? Есть поддерживаемое текущим информационным потоком предположение, что наступает период новой искренности государственных органов и институций. Например, политолог и депутат от ЕР С. Марков публично сообщил о том, что применением административного ресурса его "Единой России" добавили 5--6%. Ну, если Марков говорит 5--6%, то сколько же тогда их реально? Неважно, он это сказал в этой связи, что Медведеву таких подарков не надо – Марков фактически чуть-чуть пожертвовал собственной легитимностью в пользу Д. А., что похвально.

Там и дальше было искренне: Марков считает, что Дмитрий Медведев "должен обязательно участвовать в различных дискуссиях, которые нужно будет организовывать во время встреч с целевыми аудиториями". Однако участие в теледебатах с другими кандидатами он считает "контрпродуктивным", поскольку возникает риск "упустить часть избирателей". Раз уж тут затеялась такая суверенная искренность, то следует прикинуть, что имелось в виду, отчего это в дискуссиях – да, а на теледебатах – нет? Неверие в лексические таланты кандидата? Вряд ли. Похоже, дело в том, что появление на телевидении тут же выдаст кандидату другой рейтинг: телевизионный. "Упущенная" часть избирателей – это которые будут смотреть другие каналы. Конечно, появления таких процентов – они явно будут ниже 75% – нельзя допустить. Да, другой рейтинг, так ведь все равно рейтинг. А вот окажется он 7--8%? Это непременно скажется на главном рейтинге, чисто симпатическая магия.

Так что Новая государственная искренность должна знать, где и как себя выказывать. Вот, на Старой площади, 10 будет "открытая площадка для журналистов", на которую – однако -- допустят только журналистов из пула, который сами и составят. Как в Кремле, даром что ЗАО. Да, а предвыборный штаб будет на Старой площади 8. Потому что вокруг пробки.

Но вот еще более общий вопрос. Как-никак границы открыты. Граждане страны ездят туда-сюда, ведут с заграницей бизнес и т. п. -- проявляют себя не только дома. Очень большая совокупность таких проявлений, и не образует ли она этот самый имидж страны? Нет же, создается очередная госимиджевая артель. Но работай она хоть сутками напролет, эффект ее действий будет не сравним с имиджем, возникающим нецентрализованным образом. Так что в основе нынешнего проекта забита полная уверенность в том, что совокупный частный имидж не может быть имиджем России как таковой.

Потому что все это не государство, которое – следовательно – существует отдельно от своих граждан, вот оно и заботится о том, как выглядит, самостоятельно. Но уже и сам этот факт определяет характер такого имиджа. Нет, не самой страны, а некоторых ее структур, приросших теперь еще и Национальным информационным центром, площадью в 1 тыс. кв. м по адресу Старая площадь, 10. А ведь это немного: всего-то десять соток -- меньше двух стандартных дачных участков. Что на них может обнаружиться? Так, какие-нибудь овощи первой необходимости.

Автор – главный редактор сайта «Полит.ру»