Черные мысли Хиллари

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
18 февраля 2008, 19:21

Как получилось, что сенатор-афроамериканец смог опередить Хиллари Клинтон, бывшую еще несколько месяцев назад фаворитом демократических праймериз? Все дело в верно выбранной предвыборной стратегии.

Барак Обама не стал соревноваться с Хиллари по части глубины предвыборных программ (бывшая первая леди предложила весьма проработанный план реформирования систем налогообложения и здравоохранения). Вместо этого Обама, используя свои непревзойденные ораторские способности, сосредоточился на завоевании чувств избирателей.

Обама буквально гипнотизирует толпу. «Предвыборная кампания Обамы все больше напоминает культ личности», -- пишет политический обозреватель New York Times Пол Кругман. При этом мало кто обращает внимание на сущность его предложений по реформе экономики и системы здравоохранения. В них очень мало конкретики, ведь Обама предпочитает обещать «все всем». В итоге, по подсчетам бывшего экономического советника Рональда Рейгана Лоуренса Кудлоу, Обама «наговорил» уже на 800 млрд долларов. Понимая, что эти деньги не получить только от повышения налогов для богатых, Обама уверяет, что все его популистские проекты будут финансироваться за счет средств, освобожденных после быстрого вывода войск из Ирака. «Мы не можем продолжать тратить деньги, которых у нас нет, на войну, которая не должна вестись», -- говорит сенатор от Иллинойса.

Образно говоря, предвыборная кампания Обамы – это возвышенная поэзия, в то время как у Хиллари -- правдивая, но скучная проза. Играя на этом, Обама смог получить поддержку не только молодых избирателей, но и части политического истеблишмента. В частности, его поддерживает сенатор Эдвард Кеннеди, брат убитого в 1963 году президента Джона Кеннеди. Парадоксально, но именно так один из влиятельнейших членов Демократической партии вернул свой долг чете Клинтонов (в 1994 году лишь поддержка Клинтонов помогла Эдварду Кеннеди победить на сенатских выборах в Мичигане, где его соперником был… Митт Ромни!). Интересно, что те, кого поддерживал Эдвард Кеннеди, всегда побеждали на партийных праймериз (в 2000 году – Альберт Гор, в 2004-м – Джон Керри).

Обамамания, царящая в Соединенных Штатах, уже помогла сенатору от Иллинойса одержать победу в 23 штатах из 35, где уже прошли праймериз. А победа на восьми праймериз подряд после "супервторника" сделала его лидером демократической гонки. После этого его поддержал Объединенный межнациональный союз рабочих пищевой промышленности и розничной торговли – один из крупнейших профсоюзов в США, объединяющий 1,4 млн человек. Кроме того, Обама взял на вооружение лозунги Эдвардса о помощи бедным, в частности тем, кто лишается своих пенсионных сбережений из-за банкротства компании. Таким образом, он лишь расширяет свою электоральную базу.

В финансовом плане положение Обамы сейчас также гораздо лучше, чем у Хиллари. В январе 2008 года ему удалось собрать на избирательную кампанию 32 млн долларов, а за два дня после «супервторника» — еще 7,5 млн (Хиллари за январь собрала 13,5 млн и еще 5 млн вложила из собственных средств). Сейчас Обама в среднем набирает по миллиону долларов в день – в два раза больше, чем Хиллари.

Единственный шанс для бывшей первой леди – победить на мартовских праймериз в Огайо и Техасе, где ее рейтинги сейчас выше, чем у Обамы (54% против 36,7% и 50,4% против 40% соответственно). Она сосредоточила все свои силы на проведении кампании в этих штатах. По мнению большинства политологов, лишь одновременная победа Хиллари и в Техасе, и в Огайо сможет поколебать нынешнее превосходство Обамы.

Но, несмотря на текущие высокие рейтинги, одержать двойную победу Хиллари будет очень сложно. Во-первых, потому, что у нее банально не хватает денег. По расчетам политологов, ей нужно от 3 до 5 млн долларов, чтобы завоевать Огайо, и еще больше для Техаса. В экстренную кампанию по сбору средств активно включился Билл Клинтон, который во второй половине февраля примет участие почти в полутора десятках официальных мероприятий по сбору пожертвований.

Во-вторых, пример Рудольфа Джулиани показал, как сложно удерживать лидерство в крупных штатах, если на предыдущих голосованиях в мелких идут одни поражения. Хиллари уже проиграла в восьми праймериз подряд и рискует потерпеть поражение на голосовании 19 февраля в Висконсине (судя по опросам, 46,3% избирателей штата отдают предпочтение Обаме, а 42% -- Хиллари). Бывшая первая леди опасается, что ее электорат в Техасе и Огайо во второй половине февраля будет постепенно переходить на сторону оппонента. Ведь народ всегда склоняется в пользу фаворита – а им на сегодняшний день является именно сенатор от Иллинойса. Кроме того, «избиратели ожидают, что кандидаты будут стараться изо всех сил, чтобы добиться их расположения. Попытка просто "перескочить" через штат (как это делала Хиллари в безнадежно «обамовских» штатах – «Эксперт Online») спровоцирует гнев с их стороны. «Здесь идет речь об элементарном уважении, и к каждому этапу праймериз нужно относиться ответственно. Обама из кожи вон лезет, борется в каждом штате. Он  ведет себя как настоящий лидер, а не просто претендент», -- приводит Daily Telegraph слова ведущего американского социолога Фрэнка Лунца.

Обама намерен продолжить свое победное шествие в Техасе и Огайо. Его предвыборный штаб распространяет по Огайо письма, где приводятся высказывания Хиллари в поддержку НАФТА. Для жителей штата это больной вопрос: многие фабрики закрылись из-за того, что не выдержали конкуренции с мексиканскими производителями. Но больше шансов на победу он имеет в Техасе. Если сенатор из Иллинойса сумеет заручиться поддержкой Джона Эдвардса (популярного в восточной части штата) и вызвать на подмогу в Техас популярного среди латиноамериканцев губернатора штата Нью-Мексико Билла Ричардсона (чему сейчас так усиленно препятствует Билл Клинтон), то он всерьез может побороться за победу в Штате одинокой звезды. По расчетам политологов, если Обама победит хотя бы в одном из двух штатов, то он может лишить Хиллари ее последнего козыря – поддержки большей части «суперделегатов» (высокопоставленные партийцы, например губернаторы, и члены Национального комитета Демократической партии, которые составляют 20% всех делегатов демократического конвента).

Пытаясь не допустить этого, Хиллари идет на радикальные меры. Она уже сменила главу своего предвыборного штаба Пэтти Солис Дойл на Мэгги Уильямс. Это означает, что предвыборная кампания Хиллари теперь станет более демократичной, а ее речи  -- понятными для простых избирателей. Но этого явно недостаточно для того, чтобы вылечить эпидемию обамамании. Шанс Клинтон – это дебаты, где она может противопоставить факты пустой риторике Обамы. Она и потребовала у сенатора от Иллинойса проведения аж четырех раундов дебатов до начала мартовских праймериз. Однако Обама благоразумно отказался, сославшись на то, что хотел бы провести больше времени с избирателями.

Некоторые аналитики советуют Клинтон более активно заняться черным пиаром. Однако Биллари (так американские СМИ называют кандидата Хиллари Клинтон из-за активного участия в предвыборной кампании ее мужа, Билла Клинтона) и ее приверженцы уже пытались в свое время сыграть на поле Обамы и посостязаться с ним в риторике. Так, Билл Клинтон в одном из выступлений поднял расовый вопрос, намекнув на африканское происхождение Обамы. А один из афроамериканских сторонников Биллари, бывший посол США в ООН Эндрю Янг, пошел еще дальше. «Билл такой же черный, как и Барак», -- заявил он, намекая на теплые отношения между четой Клинтонов и лидерами афроамериканского меньшинства. «А темнокожих девушек у него было даже больше, чем у Обамы».

Итог был плачевный. Обсуждение расового вопроса и чересчур эмоциональная и резкая критика, которую позволил себе Билл Клинтон в отношении Обамы, лишь оттолкнули избирателей. Вполне вероятно, что, вновь достав из рукава «расовую карту», Хиллари сможет одержать локальные победы в Техасе (где значительная часть испаноязычного населения традиционно не любит афроамериканцев) и Огайо (завоевав популярность у небогатых белых рабочих), однако этим она еще более расколет Демократическую партию и оттолкнет от себя афроамериканских избирателей в других штатах.

Наилучший выход для нее – продолжить противопоставлять прагматизм пустой риторике своего соперника и спустить его образ в сознании избирателей с небес на землю до проведения демократического конвента. «Как настоящий серфер, на этих праймериз Обама поймал волну общественного настроения и позволил ей нести себя вперед», -- пишет обозреватель The Wall Street Journal Дэниэл Хеннингер. «Но не стоит забывать, что даже самые большие волны в итоге разбиваются о берег». Уже сейчас многие демократы боятся, что популистский «пузырь» Обамы лопнет именно во время президентской гонки и лишит их, казалось бы, гарантированного Овального кабинета.