Бронетанкатомвагонстрой

Москва, 04.02.2008
Госкорпорация «Ростехнологии» продолжает свое стремительное расширение. На прошлой неделе стало известно, что она хочет внести в свой уставный капитал госкомпании, на которые претендуют и другие госкорпорации и органы.

В проекте указа президента о формировании имущественного взноса государства (необходимого для окончательного формирования «Ростехнологий») присутствуют госкомпании  ОАО «Технопромэкспорт» (ТПЭ), на которое претендует также и госкорпорация «Росатом», ФГУП «ПО "Уралвагонзавод"», основным заказчиком которого является  ОАО РЖД,  ФГУП «НТЦ "Атлас"», главным претендентом на которое является ФНС.  Последние два предприятия предполагается в ближайшее время акционировать в ОАО со 100-процентным госучастием и передать пакеты акций (наряду с уже принадлежащим государству  100-процентным пакетом акций ТПЭ) в собственность "Ростехнологий".

Какую теоретическую базу подводит глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов, чтобы заполучить новые госпакеты новых госкомпаний? В каждом случае мотивы различны.

Первый претендент -- «Уралвагонзавод». ОАО «Рособоронэкспорт» (РОЭ), на базе которого и формируется холдинг "Ростехнологии", как монополист-госпосредник уже сотрудничает с УВЗ в производстве и поставке танков Т-90С. Но на базе УВЗ в настоящее время Федеральное агентство по промышленности (Роспром) формирует бронетанковый холдинг, в состав которого войдут 11 КБ и НИИ, 16 оборонных заводов, на которых помимо выпуска оборонной продукции планируется восстановить производство тракторов и железнодорожных вагонов. Спрос на гражданскую продукцию сегодня значительно превышает оборонный и экспортные заказы на военную продукцию. Так, на долю железнодорожного подвижного состава в общем объеме произведенной в 2006 году УВЗ продукции пришлось 73% выручки. «Ростехнологии» хотят сделать акцент не на тракторах, а танках, присоединив к УВЗ еще несколько профильных предприятий. По словам главы департамента экспорта продукции военного назначения сухопутных войск РОЭ Игоря Севастьянова, предложение об интеграции в холдинг уже сделано производителю легкобронированной техники ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», которым владеет Группа ГАЗ, и концерну «Тракторные заводы», которому принадлежит ОАО «Курганмашзавод». Однако военные специалисты отмечают, что объединять в рамках одного холдинга производство танков Т-90С  и легкобронированной техники  -- БТР-80, БТР-90 и БМП-3 -- не представляется логичным.

Думается, все же главная причина, побудившая Сергея Чемезова позариться на УВЗ,  – это не маловостребованные бэтээры, а грандиозный рост заказов со стороны железнодорожников.  В 2008 году общий объем реализации продукции УВЗ планируется в объеме 46 млрд рублей, из которых почти 30 млрд – заказы РЖД на производство вагонов-хопперов, платформ, полувагонов и железнодорожных цистерн. Другое дело, что глава ОАО РЖД Владимир Якунин просто так передавать Чемезову УВЗ не собирается, тем более по степени влиятельности он спокойно может соперничать с главой "Ростехнологий". Так что наблюдатели рынка сходятся во мнении, что трюк с УВЗ Чемезову не удастся. Все ограничится созданием  холдинга по первоначальному сценарию Роспрома -- без дальнейшего вхождения его в «Ростехнологии». Зато второй объект заиметь будет лечге.

"Технопромэкспорт" (ТПЭ), который занимается строительством энергообъектов в России и за рубежом,  неожиданно оказался сразу в двух списках активов, предлагаемых для внесения в свой уставный капитал одновременно формируемых госкорпораций – «Ростехнологий» и «Росатома». ТПЭ уже имеет опыт работы с Чемезовым -- в рамках предоставленного РОЭ контракта компания строит в Венесуэле завод по ремонту вертолетов. Естественно, глава компании Сергей Моложавый предпочел более мощную госкорпорацию (активы РОЭ оцениваются в 25 млрд долларов, примерно 6 млрд ежегодно проходит через его счета в виде экспортных контрактов, портфель заказов составляет более 23 млрд долларов). «Мы, конечно, хотим в "Ростехнологии"», -- сообщил  он журналистам. Вопрос, в каком состоянии и каким пакетом может войти атомное предприятие в "Ростехнологии". Дело в том, что ТПЭ  уже внесен в план приватизации на этот год, и, говоря об этом, гендиректор заявил: «Мое мнение -- этого делать не надо». Переход ТПЭ  в частные руки может осложнить деятельность компании за рубежом,  в частности в Индии, где предприятие уже ведет строительство ТЭС «Бар», стоимость контракта которого составляет около 500 млн долларов. «Любую юридическую реорганизацию "Технопромэкспорта" надо проводить с осторожностью, поскольку это может привести к требованию возврата гарантии по контракту», -- отметил Моложавый. 

На последнее предприятие -- «Атлас» -- главными претендентами считаются налоговики в лице ФНС. В прошлом месяце Минпромэнерго уже подготовило и согласовало с Минэкономразвития проект распоряжения о передаче предприятия (разрабатывающее в том числе и систему контроля производителей спиртоводочной продукции ЕГАИС) налоговикам. В самой госкорпорации полагают, что этот ФГУП попал в перечень желаемых активов «Ростехнологий» и вовсе по ошибке. Однако поскольку предприятие в 2004--2006 годах находилось в ведении ФСБ, а значит, к числу его активов можно добавить и обладание стратегической информацией, то и здесь мотивы Чемезова получить контроль над «Атласом» становятся ясны. В последнее время появилось предложение ФСБ разделить предприятие на две части и передать ФНС только ту, которая и разрабатывала ЕГАИС.

Эксперты в один голос выражают обеспокоенность неуемной экспансией «Ростехнологий», на глазах превращающихся в монстра с разношерстным набором активов. Плохо еще и то, что в госкорпорации уже сейчас наблюдается дефицит квалифицированных управленцев.

У партнеров




    Цена блокировки

    Дело экс-мэра Владивостока Игоря Пушкарева переросло из уголовного в гражданское. Цена вопроса — 3,2 млрд рублей. Пока идет суд, под угрозу поставлена строительная отрасль Дальнего Востока

    Коллектив «Полюса» заработал благодарность президента

    Коллектив компании ПАО «Полюс» получил благодарность президента России Владимира Путина за заслуги в развитии золотодобывающей отрасли и высокие производственные показатели. «Полюс», крупнейший золотодобытчик в России и один из десяти крупнейших в мире, последовательно наращивает объем производства

    Одно из направлений в искусстве

    7-9 ноября впервые состоится Международная форум в области дизайна и архитектуры «Best for Life», который пройдет в Италии. В рамках форума организована премия «Best For Life Award» в области промышленного и цифрового дизайна, архитектуры и визуальных коммуникаций

    Открой #Моспром

    Москвичи и гости столицы стали участниками проекта «Открой#Моспром» и своими глазами увидели работу московских промышленных предприятий. Они посетили крупнейшую в Европе фабрику мороженого «Баскин Роббинс», завод известного на весь мир производителя напитков — Coca-Cola HBC Россия и многие другие точки на карте высокотехнологичной промышленности столицы

    Меньше серы, больше «цифры»

    «Норильский никель» ведет масштабную модернизацию производства, призванную существенно сократить негативное влияние на окружающую среду, и готовит к выпуску новый продукт для инвесторов — токены на металлы
    Новости партнеров

    Tоп

    1. О чем молчит глубинный народ
    2. Второе дыхание «Одного пояса, одного пути»
      По оценкам Всемирного банка, уже построены или находятся в процессе строительства железные дороги и автострады, порты и множество других проектов общей стоимостью 575 млрд долларов
    3. Битва за рейтинги
      Крупнейшие компании просят Банк России перейти на национальные рейтинги при оценке риска. Так они надеются получить в кредит больше денег, которые смогут потратить на рефинансирование внешних долгов
    Реклама