Дальневосточный перехват

Александр Попов
7 февраля 2008, 14:34

Кандидат в президенты России и по совместительству первый вице-премьер Дмитрий Медведев сегодня прилетел в столицу Дальневосточного федерального округа – Хабаровск, чтобы провести здесь совещание по социально-экономическому развитию этого огромного, богатого ресурсами, но все еще депрессивного региона.

Проблемы развития Дальнего Востока, напомним, попали в авангард экономической политики государства благодаря президенту Владимиру Путину. Чуть больше года назад он провел во Владивостоке аналогичное совещание, на котором признал, что Дальний Восток нужно «поднимать», и делать это как можно скорее. Иначе почти 40% российской территории, с которой ежедневно убегают люди, превратится в безлюдную пустыню или станет китайской провинцией. «Спасительными пилюлями» для Дальнего Востока стали госкомиссия, которую по должности возглавил премьер-министр, переработанная федеральная целевая программа с уникальным объемом бюджетных инвестиций – более 460 млрд рублей, а также саммит АТЭС-2012. Последний должен помочь Владивостоку – самому крупному по количеству населения мегаполису в ДФО превратиться в крупнейший центр для взаимосвязи с бурно растущим АТР.

Сегодня «эстафетная палочка» спасителя Дальнего Востока окончательно перешла в руки Дмитрия Медведева. О весомости совещания, проводимого пока еще только кандидатом в президенты России, говорил сам состав участников. Вместе с Медведевым в Хабаровск прилетели министр регионального развития Дмитрий Козак, министр транспорта Игорь Левитин, глава Минприроды Юрий Трутнев, руководитель Госкомитета по рыболовству Андрей Крайний, топ-менеджеры крупнейших компаний и, конечно, губернаторы дальневосточных регионов.

На первый взгляд ничего нового в столице ДФО сегодня сказано не было. Так, глава Минрегиона Дмитрий Козак напомнил давно уже набившие оскомину реалии. Что по темпам роста ВВП Дальний Восток стабильно занимает последнее место среди всех федеральных округов. И что росту экономики этой огромной территории препятствуют инфраструктурные ограничения (прежде всего в сфере транспорта и энергетики), а также высокие тарифы и фактическая оторванность от всей остальной страны. Но, как оказалось, Козак видит будущее Дальнего Востока исключительно в радужных тонах. За счет реализации обновленной ФЦП к 2013 году в ДФО будет создано 69,6 тыс. рабочих мест, ВРП округа по отношению к 2007 году вырастет в 2,6 раза, рост объема инвестиций в основной капитал увеличится в 3,5 раза, а численность постоянного населения возрастет в 1,1 раза. «Учитывая все это, мы намерены остановить негативные демографические тенденции, которые сегодня имеют место (на Дальнем Востоке)», – заключил министр.

«На Дальнем Востоке накопилось серьезное число проблем. Но еще десять лет назад эти проблемы казались просто неподъемными, а положение дел оценивалось как драматическое и даже критическое», – отметил Дмитрий Медведев. И сразу заявил, что «такая острота ситуации снята». Позже, уже на пресс-конференции для дальневосточных журналистов первый вице-премьер сказал, что уверен: проблемы Дальнего Востока в конечном итоге будут разрешены. «Сегодня мы с учетом наших финансовых возможностей, организационных возможностей, человеческих возможностей можем говорить не только о стабилизации ситуации, чтобы, так сказать, взять ее под контроль, но и о ее развитии», – отметил кандидат в президенты страны. По мнению Медведева, сегодня для этого существуют и инструменты, и финансовые ресурсы, и «достаточное количество государственной воли», поэтому он «настроен оптимистично».

К сожалению, как это уже бывало на предыдущих аналогичных совещаниях и на заседаниях дальневосточной госкомиссии, сегодня в Хабаровске Дмитрию Медведеву (как раньше Владимиру Путину, Михаилу Фрадкову или Виктору Зубкову), пришлось решать массу частных вопросов. Оказалось, что без его прямого вмешательства они не могли сдвинуться с места. Например, Медведев поручил «Газпрому» и «Роснефти» как можно быстрее завершить переговоры по строительству газопровода до Владивостока, чтобы в 2011 году обеспечить подачу газа в приморскую столицу (это необходимо в свете проведения в городе саммита АТЭС-2012). Как известно, «Газпром» занимается строительством газопровода Сахалин—Комсомольск-на-Амуре—Хабаровск, полная мощность которого составит 4,5 млрд куб. м в год. Однако головной участок «трубы» от Сахалина до Комсомольска-на-Амуре находится в крайне тяжелом техническом состоянии, а его собственником является «Роснефть». По словам зампреда правления газовой монополии Александра Ананенкова, «Газпром» давно уже обратился к нефтяной компании с предложением войти в проект, достроить систему и довести ее мощность до проектируемых 4,5 млрд куб. м. Кроме того, «Газпром» намерен проложить еще 900 км трубы от Хабаровска до Владивостока, чтобы в 2011 году обеспечить подачу газа в этот город. «Так что вам мешает сейчас?» – спросил Медведев. «Очень медленно продвигаются переговоры с „Роснефтью”. Этот вопрос затянут, и нужно в ближайшее время более плотно и активно поработать, чтобы завершить этот процесс», – ответил Ананенков. «Тогда я придам ускорение и вам, и „Роснефти”, – заявил первый вице-премьер. – Считайте, что соответствующее жесткое поручение в адрес „Газпрома” и „Роснефти” уже дано. Давайте, завершайте переговоры, принимайте коммерческое решение и стройте».

Еще больше разозлило Медведева медленное решение вопроса о конечной точке маршрута нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан (ВСТО). Ни глава «Транснефти» Николай Токарев, ни замглавы Минпромэнерго Анатолий Яновский не смогли точно объяснить первому вице-премьеру, на протяжении какого времени идет процесс экспертизы бухты Казьмино, где нефтяная труба должна закончиться. «Сколько это продолжается? Вы мне можете ответить русским языком? Ведь экспертиза обычно проводится в течение трех месяцев», – сетовал Медведев. «Эта стройка имеет ключевое значение для Дальнего Востока, и все разговоры о том, почему, куда и какие документы ходили, выглядят жалко», – добавил первый вице-премьер и потребовал от Минпроэнерго в течение трех дней объяснить ему сложившуюся ситуацию. Яновский в конце концов заверил Медведева, что «в течение ближайших двух месяцев эта тема (с завершением экспертизы) будет закрыта».

А министра транспорта Игоря Левитина первый вице-премьер заставил назвать минимальную стоимость авиабилета из центральной части России на Дальний Восток, которая вообще возможна. Министр признал, что авиабилет из Москвы в любой из городов ДФО меньше 10-15 тыс. рублей стоить не будет. Для снижения же стоимости перелета Левитин предложил субсидировать стоимость авиакеросина (в цене билета более 40% занимают как раз расходы перевозчика на горючее) и дотировать из федерального бюджета развитие инфраструктуры местных аэропортов. «Мы должны взять на себя поддержку аэропортов Сибири и Дальнего Востока, как это сделано в нашем пилотном проекте с Якутией, когда стоимость билета должна снизиться на 30% за счет содержания структуры аэродромной сети», – отметил Левитин. По его словам, нужно также снять ввозные пошлины на дальнемагистральные самолеты, которые не выпускаются и не будут выпускаться в России, но которые могут использоваться на дальних полетах по стране. Снижение же тарифов на железнодорожные перевозки провести еще проще – компенсировать потери перевозчиков, прежде всего ОАО «Российские железные дороги», из федерального бюджета. Стоимость такой компенсации, по прогнозным оценкам, составляет 15 млрд рублей в год.

В целом совещание в Хабаровске не сделало ясной суть государственной политики в отношении Дальнего Востока. То, что регион должен развиваться, и то, что развиваться он должен с помощью преимущественно инвестиций федерального бюджета, сомнению уже давно не подвергается. Но как именно «поднимать» Дальний Восток, как добиться того, чтобы реализация проектов за тысячи километров от Москвы шла быстро и четко, как добиться реального изменения жизни на восточной окраине страны – ответы на эти вопросы снова не прозвучали. Кстати, уже на пресс-конференции Дмитрий Медведев позволил себе немного пофилософствовать, отметив, что географические размеры и положение России в мире должны стать конкурентными преимуществами страны. «У нас настолько уникальное государство, что мы иногда в этой уникальности видим для себя проблемы», – сказал Медведев. «Сейчас кто растет быстрее? Конечно, Азиатско-Тихоокеанский регион. Мы где хотим развиваться, только в Европе? Нет, конечно, мы хотим развиваться везде, и здесь (в АТР) основные энергетические, в хорошем смысле слова, узлы роста. Здесь основное потребление, основные инвестиции. И здесь наше сложное географическое положение в конечном счете может превратиться в наше конкурентное преимущество», – сказал первый вице-премьер. «Мы должны быть не просто двуглавым орлом, мы должны вообще по всем регионам смотреть – в Европу, в Африку. Мы должны наблюдать за тем, что происходит в Америке, и мы обязательно должны смотреть в сторону Азии и АТР», – отметил Медведев.