Нижегородская марка

24 марта 2008, 12:57

Нижегородское правительство в июле намерено ввести специальную маркировку натуральной продукции, выпускаемой региональными производителями. Об этом сообщил министр сельского хозяйства и продовольственных ресурсов региона Леонид Седов. Маркироваться будет продукция предприятий, прошедших добровольную сертификацию. По словам министра, региональный «знак качества» станет гарантией того, что продукты произведены без искусственных компонентов и генетически модифицированных организмов (ГМО).

Нижегородская область входит в число двенадцати российских регионов, противостоящих распространению ГМО. Об этом сообщается в обзоре «Зоны, свободные от ГМО. Опыт России», опубликованном в феврале 2008 года при поддержке экологического клуба «Эремурус». В ряды борцов за экологическую безопасность продуктов питания наряду с Москвой и Санкт-Петербургом входят также Белгородская, Волгоградская, Костромская, Курганская, Мурманская, Свердловская и Тюменская области и еще Приморский край с Удмуртией. В России в соответствии с федеральным законодательством с 1 сентября прошлого года требуется маркировка продуктов питания, изготовленных с применением генно-модифицированного сырья. На упаковке пищевых продуктов, полученных с применением ГМО, в том числе содержащих дезоксирибонуклеиновую кислоту (ДНК) и белок, обязательна следующая информация: «генетически модифицированная продукция», или «продукция, полученная из генно-инженерно-модифицированных организмов», или «продукция содержит компоненты генно-инженерно-модифицированных организмов».

Это практически единственная заметная мера по регулированию в сфере производства натуральных продуктов питания. Пока на федеральном уровне не сложилась система контроля за ГМО-продукцией, в регионах действуют в меру понимания проблемы и с оглядкой на страны Евросоюза, где есть подобный опыт. Основные требования к зоне, свободной от ГМО, сводятся к запрету на выращивание генно-модифицированных культур и использованию трансгенного сырья для производства детского питания. Зачастую запрещается использование бюджетных денег на закупку продовольствия с ГМО. В розничной торговле продукты с ГМО должны иметь четкую и заметную маркировку.

Как сообщила начальник отдела по надзору за питанием населения Территориального управления Роспотребнадзора по Нижегородской области Татьяна Буркова, в России продукция с ГМО не производится (за исключением экспериментальных площадок научно-исследовательских институтов), но импортировать такие продукты и сырье закон разрешает. В настоящее время на территорию РФ разрешен ввоз четырнадцати наименований продукции, содержащей ГМО: шесть линий кукурузы, по три – сои, картофеля, по одной линии сахарной свеклы и риса. Нижегородские производители, отметила Татьяна Буркова, в последнее время снижают использование продукции, содержащей ГМО, для изготовления продуктов питания. По ее словам, пять лет назад нижегородский Роспотребнадзор обнаруживал присутствие ГМО в 30% проб. Но в 2007 году по результатам исследования 365 проб содержание ГМО на уровне более 0,9%, когда требуется специальная маркировка, зафиксировано всего в трех пробах. В прошлом году была также снята с реализации крупная оптовая партия генно-модифицированной продовольственной сои, поступившей в область.

В 2007 году в регионе также была принята целевая программа до 2010 года «О повышении качества и безопасности пищевых продуктов, реализуемых на территории Нижегородской области». Она предусматривает введение маркировки пищевых продуктов, изготовленных без применения искусственных компонентов и ГМО, и создание системы продвижения такой продукции в торговых сетях. Стоимость контракта на выполнение этих работ составляет 590 тыс. рублей, предусмотренных областным бюджетом. В мае Нижегородский центр сертификации планирует завершить разработку правил добровольной сертификации пищевых продуктов, не содержащих ГМО. По словам директора Центра маркетинга Нижегородского союза магазинов Вадима Носова, такая сертификация может положить начало формированию в области рынка натуральных продуктов питания и создания специализированных магазинов по их продвижению.