Нет – китайскому автопрому

11 апреля 2008, 13:08

Правительство РФ не дало санкцию на создание сборочного предприятия китайской автомобилестроительной корпорации Great Wall в особой экономической зоне «Алабуга» в Республике Татарстан. Об этом сообщила председатель совета директоров корпорации Ван Фэнин в интервью агентству «Интерфакс-Китай».

Причинами отказа Ван Фэнин считает нежелание некоторых крупных российских компаний иметь конкурента в России и предвзятое отношение к продукции китайского автопрома. «В отличие от Китая, как представляется, эти компании и предприятия имеют большое влияние на российское правительство, как политическое, так и экономическое. В результате правительство РФ, оберегая их интересы, не санкционировало строительство завода», – заявила она. «Почему-то в России считают, что японское и немецкое – это хорошее, а китайское – отсталое. И никто в России не хочет видеть, что китайский автопром развивается очень высокими темпами как в количественном, так и в качественном отношении», – отметила Ван Фэнин.

По словам председателя совета директоров Great Wall, в компании рассчитывали, что российская сторона будет заинтересована в строительстве сборочного предприятия в «Алабуге», в которое планировалось инвестировать до 100 млн долларов. «Это, как нам представлялось, отвечает интересам двух стран в области расширения и диверсификации форм российско-китайского торгово-экономического и, в частности, инвестиционного сотрудничества», – подчеркнула она.

Ван Фэнин сообщила, что с самого начала подготовки к реализации данного проекта Great Wall столкнулась с определенными трудностями «преимущественно технического и бюрократического порядка». Однако в корпорации понимали сложности при создании такого завода, «поэтому последовательно выполняли все требования по подготовке большого количества документов, согласились с внесением изменений в первоначальные планы». В частности, корпорация готова была обеспечить 50% локализации производства и построить новое производственное здание. «При этом мы прекрасно видели заинтересованность представителей Татарстана, включая руководство республики, но сталкивались с препятствиями на федеральном уровне, в Москве», – отметила глава Great Wall. «В результате наши усилия пропали даром, российское правительство не удовлетворило нашу заявку и не санкционировало строительство сборочного завода», – подчеркнула она.

О своем намерении создать сборочное производство в России Great Wall объявила в марте 2006 года. Планировалось, что китайская компания будет выпускать 50 тыс. автомобилей в год. Компания предполагала производить на заводе в ОЭЗ «Алабуга» четыре модели – три седана и внедорожник Hover – стоимостью от 10 тыс. до 25 тыс. долларов. Правительство Татарстана и Great Wall 9 ноября 2006 года подписали протокол о намерениях по строительству завода в ОЭЗ «Алабуга». Объем инвестиций в рамках этого проекта оценивался в 70 млн долларов. Доля китайской компании в СП должна была составить 75%, российская доля – 25%. В конце марта 2007 года Great Wall направила в МЭРТ РФ заявку на организацию автосборочного производства в рамках режима «промышленной сборки» в Татарстане, а также заявку в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) для получения статуса резидента ОЭЗ «Алабуга».