Рамзан накануне

Евгения Новикова
17 апреля 2008, 19:30

«Только широкомасштабные государственные инвестиции способны решить острейшую проблему рекордной безработицы в Чеченской республике», – такое заявление содержится сегодня в обращении депутатов Народного собрания Чечни к президенту России Владимиру Путину. Накануне смены власти в РФ Рамзан Кадыров пытается заработать дивиденды борца с преступностью и безработицей.

Депутаты чеченского парламента пишут Путину, ссылаясь на собственных экспертов, что решение проблемы безработицы «явится самым убедительным доказательством того, что федеральное правительство не на словах, а на деле поддерживает усилия президента РФ В.В. Путина по восстановлению Чеченской республики, позитивные изменения, происходящие в регионе». Таким образом, в Грозном желают еще раз получить материальное подтверждение того, что Россия действительно «считает выравнивание уровня развития республик Северного Кавказа с другими субъектами Российской Федерации задачей государственной важности».

Несмотря на бесконечную лояльность федерального центра к этому региону, знаки внимания и расположения в виде мощных вливаний из федерального бюджета и готовность закрывать глаза на неполиткорректные действия и заявления руководства республики, Чечня захотела дополнительных заверений Москвы в лояльности.

Депутаты Народного собрания решили также пригрозить федеральной власти: они пишут, что безработица может служить причиной повторения внутренних военных конфликтов на территории республики. Далее помянули недавнее прошлое: «В результате известных трагических событий, имевших место в недалеком прошлом, республика оказалась разрушенной, погибли десятки тысяч мирных граждан, солдат и офицеров Вооруженных Сил России. Известно, что одной из причин этих трагических событий наряду с последствиями развала СССР и внешними факторами являлась нерешенность многих социально-экономических проблем, и в частности – сохранявшийся длительное время крайне высокий уровень массовой безработицы в Чеченской республике».

Для того чтобы довести уровень безработицы до среднего по Российской Федерации, в республике необходимо создать около 300 тыс. рабочих мест. Депутаты называют безработицу основным препятствием «для полной интеграции Чеченской республики в единое социальное и экономическое пространство Российской Федерации».

Математика

«При нынешнем финансировании мероприятий по восстановлению экономики Чеченской республики из федерального бюджета создание в массовом порядке рабочих мест совершенно нереально. Очевидный факт, что эта проблема без эффективной помощи федерального центра не может быть решена», – считают чеченские депутаты.

Они не раскрывают тайны, куда именно расходуются деньги, выделяемые республике федеральным центром вот уже многие годы. Отметим, Чеченская республика финансируется значительно лучше, чем иные дотационные регионы страны. Так, из бюджета РФ 2007 года Чечне выделили дотации в объеме 8,8 млрд рублей из 18,53 млрд суммарных дотаций для семи регионов страны. И так происходит ежегодно.

По мнению парламента, планы по созданию 95 тыс. рабочих мест в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской республики на 2008−2011 годы» «не приведет к сколько-нибудь заметному снижению безработицы».

Отметим, в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Чеченской республики на 2008–2011 годы», подписанной премьером Виктором Зубковым, установлено, что «предельный (прогнозный) объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составляет 110 784 380 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет)». Но, как сообщили «Эксперту Online» в Грозном, эта цифра на сегодня составляет 121 млрд рублей. Много это или мало? Стоит сравнить: на подготовку саммита АТЭС-2012 во Владивостоке выделено 145 млрд рублей. А это – сооружение всей современной инфраструктуры на острове Русский, во Владивостоке и его окрестностях.

Но чеченским депутатам до АТЭС-2012 дела нет. Федеральной программой для Чечни предусмотрено, что около 5,5 млрд рублей нужно потратить на промышленную инфраструктуру, на развитие промышленности – чуть меньше 1,5 млрд, на АПК – чуть более 7 млрд. Это позволит создать 95 тыс. рабочих мест. Считаем дальше.

Как сообщили «Эксперту Online» в парламенте Чечни, число безработных близко к 340 тыс. человек. Из 500 тыс. трудоспособного населения около 30-40 тыс. заняты в строительстве, 18 тыс. – в МВД, 118 – госслужащие (чиновники, врачи, учителя). Эти 340 тыс. безработных трудятся в личных подсобных хозяйствах или живут на пособие по безработице. Компетентный же источник «Эксперта Online» был более конкретен: безработные «ничем не занимаются, сидят дома, жены их работают, на базаре торгуют и кормят их». А между прочим, здоровые мужики!

Парламентарии потому и жалуются президенту Путину: «Предложения органов власти Чеченской республики об оказании помощи по реальному снижению безработицы в республике не получают адекватной поддержки федеральных органов власти». А проблема-то «при желании могла бы быть решена в короткие сроки (два-три года)».

Не впервые

Отметим, сегодняшнее выступление Народного собрания Чечни – далеко не первое: зимой 2006 года чеченские депутаты уже пытались выставить счет Москве. Они собрались выяснить, какой ущерб республике причинен федеральным центром в ходе контртеррористической операции и наведения конституционного порядка. Но благодаря громкой кампании, поднятой российскими СМИ, руководству Чечни пришлось дезавуировать информацию о такой деятельности.

В январе 2007 года Алу Алханов, тогда еще президент Чечни, говорил, что в стране 328 тыс. безработных. И требовал денег на их трудоустройство. По прошествии почти полутора лет федерального финансирования Чечня по-прежнему имеет около 340 тыс. безработных. Куда ушли средства? Похоже, этот вопрос не имеет ответа.

Хочется нефти

Как сообщил «Эксперту Online» источник в ЧР, строительный бум в республике может закончиться через два-три года, тогда армию безработных пополнят те самые 30-40 тыс., занятые ныне на стройках. Чеченцы хотят создать реальный сектор экономики, опираясь на добываемую нефть. И очень недовольны тем, что приходится продавать сырую нефть.

Добыча нефти в ЧР составляет 2 млн тонн в год, тогда как во времена СССР чеченские скважины давали 5 млн тонн в год и еще 15 млн приходило по трубам из других республик. Три НПЗ, ныне разрушенных, перерабатывали 20 млн тонн нефти в год. Об этих счастливых временах, да при сегодняшних ценах на нефть, грезят в Грозном и Гудермесе.

Вместе с тем нет смысла восстанавливать НПЗ в полном объеме: «Сегодня мы не сможем загрузить большие заводы. Но мини-завод по переработке надо было поставить». Но было не до того. Кто-то другой, а именно федеральный центр, по версии Грозного, должен построить здесь все и обеспечить работой.

Яркий пример: 17 апреля 2008 года спикер Народного собрания Чечни Дукваха Абдурахманов выступил с резкой критикой планов «Роснефти» построить НПЗ в Кабардино-Балкарии. Он заявил, что это решение руководства «Роснефти», которая от реализации чеченской нефти ежегодно получает 25-30 млрд долларов, является оскорбительным для народа Чечни, а стремление акционеров-руководителей «Роснефти» к непомерному личному обогащению – «кощунственным и циничным». Абдурахманов потребовал от руководства «Роснефти» построить НПЗ в Чечне, в противном случае пригрозив вывести вопрос на уровень российского президента, а в случае отказа – создать национальную чеченскую нефтяную компанию, фактически «национализировав» недра республики. Вот так вот говорит Грозный с Москвой.

Беспокойство

Рамзан Кадыров не может справиться с безработицей. Между тем еще в середине февраля нынешнего года он пообещал Путину в 2008 году сократить численность незанятого населения вдвое: «У нас есть определенные соглашения, подписанные с АвтоВАЗом, это дополнительные 10 тыс. рабочих мест. А если у нас заработает сельское хозяйство, чем мы всегда славились, то более 70% населения будет трудиться именно в этой сфере».

Но Владимир Путин, доброжелательный и лояльный, уходит. Рамзан нервничает. Конечно, он уже успел встретиться с Дмитрием Медведевым. 2 апреля 2008 года избранный президент принял Кадырова в Кремле и пообещал оказать республике поддержку: передать отдельные объекты из федеральной собственности в республиканскую, выделить правительству Чечни свободный банковский кредит. Кроме того, судя по сообщениям кадыровской пресс-службы, республике обещаны денежные средства на выплату компенсаций за утраченное жилье и имущество гражданам, пострадавшим в результате наведения конституционного порядка в Чечне.

Много это или мало, оценить непросто. Должно быть, не привыкший к отказам Москвы Рамзан все же счел это недостаточным, поэтому и потребовалось в последние перед уходом Путина дни изо всех сил «жать на педали»: жаловаться на правительство, не слышащее отчаянных просьб Грозного, требовать дополнительных мощных инвестиций на неотложные нужды безработных, добивать злобных боевиков-Ямадаевых.

Кто же его знает, это новое политическое руководство РФ после 7 мая 2008 года? Пока точно не ясно, кто возглавит силовой и экономический блоки и как сложатся новые отношения Москвы и Грозного. И хотя изменения в этой сфере крайне маловероятны, подстелить соломки в виде официального обязательства увеличить дотации – весьма нехитрый ход.