Участники круглого стола, проведенного в среду в Москве, признали, что замораживание цен в РФ на некоторые виды продуктов питания первой необходимости было больше политической, чем экономической акцией. По их мнению, реального сдерживания цен не произошло, продукты продолжали дорожать.
«Замораживание цен – это абсолютно не экономический механизм, а политическая акция», – заявил председатель экспертного совета по агропродовольственным рынкам при комитете Госдумы по аграрным вопросам Александр Фомин.
По его словам, проблема заключается не в сетях, которые многие обвиняют в установлении высоких торговых наценок, а в том, что некоторые из них доминируют на рынках.
«Наша сеть добровольно приняла участие в соглашении по заморозке цен, но мы и тогда понимали, а тем более сейчас, что ни к чему хорошему это не приведет», – заявил управляющий директор по корпоративным отношениям Х5 Retail Group Юрий Кобаладзе. По его словам, заключение этого соглашения во многом было связано с тем, что «шла предвыборная кампания».
Кобаладзе считает, что проблема роста цен гораздо серьезнее, в мире происходят тенденции, от которых Россия не может отгородиться. Для выхода из создавшейся ситуации он считает необходимым прежде всего помогать отечественным сельхозпроизводителям, а также развивать торговые сети. «Чем больше магазинов, чем больше в них товаров, тем ниже будут цены», – заявил он.
По мнению заместителя председателя комитета Госдумы по регламенту и организации работы Думы Виктора Семенова, замораживание цен – это самый примитивный способ регулирования продовольственного рынка, «это путь в никуда». «Заниматься надо теми регуляторами рынка, которые уже есть», – отметил он, пояснив, что для этого, в частности, существуют интервенционный фонд зерна и механизм проведения зерновых интервенций.
Он также высказался за то, чтобы в стране были созданы фонды фуражного зерна и сухого молока.
Как считает зампред комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский, «замораживание цен – это глупая PR-акция», она не произошла, поскольку «косвенно вся продукция подорожала». Он отметил, что «правительство принимает меры не тогда, когда все горит, а когда уже все сгорело», отметив, что о предстоящем резком росте цен на мировых рынках продовольствия говорилось еще более года назад.
О том, что механизм замораживания цен не дал положительного эффекта, заявил и представитель сельхозпроизводителей – директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» Павел Грудинин. Вместе с тем он сообщил, что уже более месяца хозяйство продает переработчикам сырое молоко по более низким ценам. «Они снизили закупочные цены, поскольку сократился спрос на их подорожавшую продукцию», – считает он. При этом он назвал мифом сам факт замораживания цен.
Как уже сообщалось, до 1 мая заморожены цены на молоко и кефир низкой жирности, а также на яйца, ржаной и пшеничный хлеб и растительное масло. Соглашение подписано между ведущими производителями продовольствия и розничными сетями.