Хроника противостояния

Вера Холмогорова
20 апреля 2008, 19:55

По Москве прокатилась волна акций протеста столичных неформалов против произвола сотрудников милиции. В минувшую пятницу около ста анархистов попытались перекрыть Тверскую улицу в надежде найти поддержку у простых граждан. В МВД, однако, убеждены, что эти акции -- спланированная провокация определенных политических сил.

Все началось 4 апреля у метро «Сокольники». В пятницу на оживленном пятачке у входа в подземку собралось несколько десятков активистов неформальных молодежных движений. Сами очевидцы событий в показаниях путаются, называя их то «эмо», то «панками с примесью эмо», то «анархистами», а то и вовсе, без ложной скромности, «гордостью нации, ее будущим». По рассказам участников, «гордость нации» не совершала ничего противоправного -- кто-то играл в салочки, кто-то просто разговаривал, остальные пили пиво. Парень с бутылкой и привлек внимание дежуривших у метро милиционеров: подвыпившего юношу попытались задержать, за него вступились товарищи, завязалась потасовка. Итог: восемь человек провели день в отделении милиции, одному из них было предъявлено обвинение в неповиновении сотрудникам правоохранительных органов.

Инцидент, конечно, неприятный, но довольно обычный, к тому же для людей, заранее претендующих на роль неформалов, если бы не одно «но». История в Сокольниках моментально получила самый широкий резонанс в интернете: блоги очевидцев драки и просто активистов различных контркультурных оппозиционных сил запестрели рассказами (чаще всего, впрочем, тиражировались одно-два первых сообщения, с комментариями различной степени эмоциональности) о зверствах «людей в серой форме», счет задержанных пошел на десятки, сотрудников милиции (и подключившихся к ним бойцов ОМОНа) – на сотни, а происходившее в ОВД «Сокольники» напоминало рассказы о пыточных тюрьмах: несчастных панков якобы мучали электрошокером, разбивали до неузнаваемости лица, так, что брызги крови "разлетались во все стороны", обливали мочой, у одного из задержанных случился сердечный приступ, но милиционеры отказались вызвать ему «скорую».

По рассказам самих сотрудников правоохранительных органов, ситуация выглядела несколько иначе. Пятничный досуг лохматых и бритых ребят изначально был не столь идеалистичен, как описали его некоторые: «В полдевятого вечера 4 апреля к нам стали поступать звонки от людей с сообщениями, что возле метро идет драка. Выехал наряд. Задача милиции была пресечь беспорядок, растащить дерущихся», --  рассказал в интервью «Московскому комсомольцу» замначальника управления информации и общественных связей ГУВД по Москве Евгений Гильдеев. По его словам, «один из драчунов прыснул из баллончика прямо в лицо сотруднику. Его и еще семерых доставили в отдел милиции. Четверо оказались несовершеннолетними, вызвали их родителей и отпустили. Остальных оставили до суда — их обвинили в мелком хулиганстве. Против того, кто брызгал слезоточивым газом, возбудили уголовное дело».

Негодование блогеров, впрочем, это не остановило. Моментально возникла идея провести акцию «Мы все ненавидим ментов», а кто-то предложил даже сделать ее «международной», то ли рассчитывая на то, что российскую милицию должны ненавидеть все цивилизованные страны, то ли полагая, что эмо, панков и анархистов вполне могут избить где угодно, и дело, в общем-то, даже не в милиции.

11 апреля на Славянской площади состоялся митинг против милицейского произвола, в котором приняли участие молодые неформалы. Анархисты принесли с собой 30-метровый транспарант «Нет ментовскому беспределу!» Эти же слова молодежь скандировала. В результате толпа была разогнана, несколько человек вновь оказались в отделении, правда, уже в другом. В милиции разгон объяснили тем, что уличиные активисты нарушили правила проведения массовых акций, а число участников явно превышало указанную в заявке цифру в двести человек. По словам того же Гильдеева, «собравшиеся…начали кидать в милиционеров бутылки», и те не могли не применить в ответ силу.

Но желание протестовать не убавилось: события нашли самую живую поддержку у внесистемной оппозиции: правозащитники во главе с активным участником маршей несогласных Львом Пономаревым собрали специальную пресс-конференцию, где объявили о планах проведения новой «антиментовской» акции протеста, на этот раз 18 апреля, на Болотной площади. По словам участников, только так они смогут «научить московскую милицию вести себя подобающим образом».

Активное участие «несогласных», в акциях, естественно, вызвало беспокойство у милицейских чиновников: стихийный протест молодежи – дело одно, однако участие профессиональных оппозиционеров наводит на мысль, что здесь может быть спланированная провокация со стороны вполне определенных политических сил. Эта версия, впрочем, никакого официального подтверждения пока не нашла, а сами участники акций уверяют, что им просто не нравится, когда бьют людей, независимо от их убеждений и вкусов.

Митинг 18 апреля, однако, к серьезным столкновениям так и не привел. Пока более спокойные борцы с беспределом разворачивали плакаты на Болотной площади, около сотни активистов протестных движений, в число которых, по неосторожным комментариям самих участников, входили не только анархисты и радикальные «леваки», но и скинхеды, перекрыли Тверскую, пройдя от Пушкинской площади до площади Белорусского вокзала. Они жгли фаейра, скандировали лозунги, развернули плакаты, правда, так и не найдя поддержки у простых граждан. При нескончаемых московских пробках перекрыть одну из центральных магистралей не лучшее решение, и вряд ли замершие на Пушкинской автомобилисты ненавидили в этот момент милицию больше, чем толпу протестующих. Молодые люди рисовали на стенах домов красной краской букву «А» (анархия -- "Эксперт Online") в круге, а также наносили с помощью трафарета изображение человечка, выбрасывающего в урну свастику. Кроме того, они раздавали прохожим листовки, в которых говорилось о нарушениях закона со стороны сотрудников правоохранительных органов. Но те оставались безучастны.

Не было беспредела и со стороны милиции, все участники шествия после его окончания спокойно растворились в ближайших улицах или спустились в метро, а правозащитники якобы даже поблагодарили сотрудников правоохранительных органов за то, что мероприятие прошло спокойно.

Решительно непонятно только одно: почему людей, считающих своим предназначением уничтожение государства, это государство должно любить или хотя бы разрешать им ходить по проезжей части в неположенное время?