Окончательное решение о судьбе батальона спецназа «Восток» в составе ГРУ МО РФ будет принято после инаугурации Дмитрия Медведева. Об этом сообщает газета «Газета» со ссылкой на свои источники в штабе Северокавказского военного округа (СКВО). «Решено не рубить сплеча и дождаться, когда военные следователи расследуют все трагические инциденты, повлекшие гибель людей», -- цитирует издание слова своего источника. Представитель военного ведомства отметил, что «в настоящее время ситуация в расположении батальона "Восток" спокойная, военнослужащие выполняют задачи по предназначению». Кроме того, он попытался представить ситуацию совсем мирной: между бойцами батальона и чеченскими силовиками не было вооруженного конфликта. По данным Минобороны, имело место ДТП, ставшее причиной ссоры между охранниками президента и сотрудниками «Востока».
Напомним, президент Чечни Рамзан Кадыров усилил на минувшей неделе давление на подразделение ГРУ под командованием Сулима Ямадаева. В пятницу в Минобороны России за закрытыми дверями обсуждали ситуацию. То, что они решили, до сих пор официально остается неизвестным.
Тем временем Грозный копит обвинения в адрес батальона «Восток».
В воскресенье неизвестные обстреляли машину представителя омбудсмена Чечни Нурди Нухажиева. В результате были убиты две девочки 6 и 7 лет. Лиц, совершивших преступление, не нашли. Но Нухажиев заявил, что к этому нападению могут быть причастны военнослужащие батальона «Восток». Те отвергли обвинение: «Батальон почти в полном составе находится на базе в осадном положении. Как наши бойцы могут участвовать в каких-то спецоперациях? Через забор прыгать на глазах подразделений ГРУ и МВД, которые нас окружают?»
Сегодня издание «Коммерсант» со ссылкой на свои источники сообщило, что 300 бойцов уволились из опального батальона и перешли в МВД республики. «Все, кто служил в батальоне "Восток", находятся на месте и на казарменном положении», -- заявил Сулим Ямадаев, опровергая эту информацию. Вместе с тем известно, что представители местных властей ведут активную идеологическую работу с ямадаевцами, убеждая их перейти на сторону кадыровских подразделений. Сам Сулим Ямадаев заявил радио «Эхо Москвы», что «75% состава чеченской милиции составляют "шайтаны" -- амнистированные боевики, которые в любой момент могут опять уйти в горы». Правда, каков состав батальона «Восток», он не пояснил.
Батальон «Восток» считается одной из самых боеспособных чеченских силовых структур. Он подчиняется Генштабу российской армии. Большинство служащих батальона – чеченцы, выходцы из Гудермеса. Все они служат на контрактной основе. Костяк батальона образуют сторонники влиятельного клана Ямадаевых, ранее состоявшие во втором батальоне Национальной гвардии масхадовского режима. В ноябре 1999 года основная часть этого подразделения под командованием Сулима Ямадаева перешла на сторону федеральных войск. В марте 2002 года из сторонников клана Ямадаевых была сформирована специальная рота военной комендатуры ЧР, входившая в состав горной группировки Минобороны России. В ноябре 2003 года рота была преобразована в батальон «Восток» 42-й мотострелковой дивизии.
Совершенно очевидно, что по батальону «Восток» российскому руководству придется принимать политическое решение. Это сложно, потому что в Чечне «Восток» -- практически единственный противовес Кадырову. И удовлетворить просьбу Рамзана расформировать батальон равноценно потере Чечни: власть на все 100% и безвозвратно получит президент Кадыров с его неочевидными планами и безмерными амбициями. Москва решила отложить принятие важного решения до инаугурации. Это означает, что решение не будет тривиальным. Не исключено, что политика, проводимая центром в отношении республики, разорительная для бюджета и во многом ущербная, перестала устраивать Кремль. Но сейчас, до вступления в должность нового президента и формирования нового кабинета, власти не готовы ворошить Чечню. Впрочем, также не исключено, что на сегодняшний день эта политика центра не имеет альтернативы.