Старые, но свои

24 апреля 2008, 17:00

Российский рынок грузовых автомобилей состоит преимущественно из машин местного производства, а российский автопарк грузовиков – из машин, произведенных более десяти лет назад. Между тем доля иномарок в структуре продаж увеличивается. Такие выводы содержатся в исследовании Национального агентства промышленной информации (НАПИ) «Россия на мировом рынке грузового автотранспорта».

Структура рынка грузовых автомобилей в 2007 году в РФ, без учета белорусских, такова: 59,7% рынка (230 тыс. штук) занимают новые российские автомобили. Несмотря на то что в количественном выражении это больше, чем в 2006 году (197 тыс. штук), в процентном – меньше. Два года назад новые российские грузовики занимали 70,8% российского рынка.

Новые иностранные автомобили занимали в прошлом году 22,3% рынка (86 тыс. штук). Таким образом, по сравнению с 2006 годом их доля на российском рынке выросла почти в два раза – в 2006 году новые иномарки занимали 11,5% рынка (32 тыс. штук).

В 2007 году 18% рынка (69 тыс. штук) принадлежало подержанным иностранным грузовикам. В 2006 году этот показатель составлял 17,7%, или 49,2 тыс. машин.

Ключевыми производителями на рынках Центральной и Восточной Европы и России за 2007 год стали: КамАЗ (более 60 тыс.) и группа ГАЗ (около 40 тыс.). Третье место в РФ занимает АЗ «Урал», далее следуют ЗИЛ и Isuzu.

Лидерами рынка продаж в ЦВЕ и РФ являются те же КамАЗ (более 50 тыс.) и ГАЗ (около 40 тыс.). В Европе далее следуют Volvo, MAN и АЗ «Урал», в России «бронза» принадлежит АЗ «Урал», затем идут МАЗ и ЗИЛ.

Возрастной состав парка грузовых автомобилей в России в 2007 году выглядит так: более 60% парка составляют машины старше десяти лет, 21,3% – от пяти до десяти лет, и лишь 16% парка принадлежит грузовым машинам не старше пяти лет. По сравнению с 2006 годом количество машин старше десяти лет сократилось ровно на 1%, число машин возраста от пять до десяти лет осталось практически неизменным, а не старше пяти лет – увеличилось на 1%.

Согласно исследованию, в прошлом году в России производили в основном российские модели – 94,5% от общего объема, то есть 274,2 тыс. автомобилей российского производства. Производство иномарок занимает лишь 5,5% от общего российского производства и составляет15,9 тыс. машин.

Немудрено, что более 80% российского парка в 2007 году составили российские марки и лишь 16,7% заняли зарубежные.

Ключевыми рынками сбыта новых российских грузовых автомобилей являются Украина – 50,2%, или 23 тыс. штук, и Казахстан – 31%, или 14,7 тыс. Далее следуют Азербайджан (4,9%), Сирия (1,7%), Туркмения (1,5%) и другие страны.