Досрочно назначенный

Александр Попов
28 апреля 2008, 14:10

На фоне всех остальных городов России, попавших в печальную хронику муниципалитетов, оставшихся без мэров в связи с их арестами, старинный сибирский город Томск сильно выделился.

Здесь сложилась уникальная система управления. Отстраненный от власти, но не лишенный мандата мэр Александр Макаров с декабря 2006 года находится в СИЗО и ждет там начала судебного процесса. В это время городом с прошлого лета управляет команда, пришедшая в мэрию вместе с бывшим главой гордумы Николаем Николайчуком. Для окончательной легитимации новой власти осталось провести выборы. В случае успеха на них Николайчук сможет убрать из названия своей должности приставку «исполняющий обязанности» и стать полноправным руководителем города.

Если не случится ничего экстраординарного, то данное событие произойдет в марте будущего года. Как рассказал в интервью корреспонденту «Эксперта Online» сам Николай Николайчук, полномочия Макарова истекут 14 марта 2009 года, поэтому, в соответствии с законодательством, выборы нового главы исполнительной власти в Сибирских Афинах планируется провести 2 марта. Нынешний и. о. мэра однозначно дал понять, что примет в них участие. «Но окончательно решение останется за горожанами», -- аккуратно отметил он, добавив, впрочем, что рассчитывает доказать свои претензии на кресло градоначальника текущей работой на благо жителей Томска.

Почему же в Томске сложилась столь интересная властная коллизия? Причина ее в следующем. Александр Макаров, который руководил Томском более 10 лет, был удален от рычагов управления (назовем это так) достаточно спонтанно. Скорее всего, инициатива по его аресту и отстранению от власти вообще исходила не от местных элит, а извне. Впрочем, доказать эту версию невозможно, поэтому оставим гадание на кофейной гуще любителям политической конспирологии. Как бы там ни было, но после ареста Макарова система управления полумиллионным городом на некоторое время остался практически без первого лица. Поначалу в кресло и. о. мэра сел бывший заместитель Макарова Игорь Шатурный. В регионе его считают человеком из команды Оксаны Козловской – первого вице-губернатора Томской области и крайне влиятельного здесь политика. Но прошлым летом Шатурный переехал из старинного особняка в центре Томска, где расположена администрация города, в Белый дом, став вице-губернатором по строительству и ЖКХ. А на его место в мэрию по предложению томского губернатора Виктора Кресса был назначен Николай Николайчук, до этого много лет возглавлявший законодательную власть Томска. Он стал первым вице-мэром и автоматически получил статус и. о. градоначальника.

Уже тогда стало ясно, на кого делается ставка в вопросе о будущем управлении городом. Но оставался вопрос – когда Николайчук станет полноправным мэром? То есть – когда в Томске будут объявлены выборы градоначальника, на которых бывший глава гордумы сможет выставить свою кандидатуру и победить?

Как известно, в России есть две возможности для проведения выборов мэра. Первая – когда действующий градоначальник добровольно или по другой причине (например, из-за смерти), но самостоятельно отказывается от мандата путем написания заявления об отставке. Вторая возможность – когда мэр признается судом виновным в совершении уголовно наказуемого преступления и лишается своего статуса по закону – уголовник возглавлять орган власти не имеет права. Этими двумя способами за последние несколько лет и были проведены локальные переделы власти во множестве городов страны. Обычная практика, отработанная до автоматизма, выглядит так: арест – заключение под стражу – суд – приговор. Самое распространненное обвинение – превышение или злоупотребления служебными полномочиями. Бывали, конечно, вариации – например, мэра Усть-Илимска Виктора Дорошка обвинили в организации заказного убийства, причем 11-летней давности. Да еще бесценный опыт в копилку антимэрских методов накануне внес Тамбов, но, если вдуматься, и там мэр лишился кресла из-за уголовного обвинения, пусть и с пикантным подтекстом. Часть мэров, попавших в такой передел, предпочитала заранее сбросить с себя властные путы. По такому пути пошли, например, глава Волгограда Евгений Ищенко и мэр Архангельска Александр Донской. Часть наиболее упертых записала себе в резюме уголовную статью. Из последних таким образом должности лишился мэр Владивостока Владимир Николаев. В любом случае, лишение градоначальника статуса мэра позволяло местным властям инициировать процесс выборов нового руководителя города. Но Томск пошел своим путем.

Трудно сказать, с чем это связано на самом деле, но выборы нового мэра здесь пройдут, по всей видимости, только после того, как у действующего градоначальника закончатся полномочия. Пусть даже он ими уже и не пользуется. По мнению местных наблюдателей, Александр Макаров добровольно в отставку уходить не станет. Некоторые считают, что он так поступает из-за своей недаекватности – не зря же Макарова обвиняют в хранении наркотиков, а судебная экспертиза признала его наркоманом. Но, скорее всего, затишье в «деле Макарова», о котором почти уже все забыли, связано и с другими причинами. Тот букет обвинений, который ему предъявлен, вряд ли нужно ворошить, коли терпеть до новых выборов осталось меньше года. Совершенно точно, что судебный процесс над томским мэром, если его начинать сегодня, будет громким и долгим. И еще неизвестно, кто заработает в таком случае больше очков. Поэтому эту кучу в Томске пока решили не ворошить, спустив все на тормозах и переключив в стадию вялотекущего судебного расследования.

Тем более что город обрел руководителя, который в принципе вполне успешно справляется со своими обязанностями. Так, в конце прошлого года был принят Генеральный план развития Томска, утверждены новые правила землепользования и аренды участков (в махинациях с землей как раз обвинялась прошлая команда), началось строительство жилья, город получил 200 млн рублей из федерального фонда ЖКХ на ремонт местной коммуналки. В общем, изобретенная томичами схема – не досрочно покинувший, а "досрочно занявший свой пост" мэр – доказала свою эффективность. Если в течение предстоящего года не случится ничего экстраординарного (например, не покинет свой пост губернатор Кресс), то выборы нового мэра узаконят сложившуюся в Томске практику.